Танцы за шторкой В развлекательный бизнес Борис Черданцев попал с подачи Александра Пригоды, создателя казино «Катариненбург». В свое время оба работали в Управлении культуры: г-н Пригода — в социо
Танцы за шторкой
В развлекательный бизнес Борис Черданцев попал с подачи Александра Пригоды, создателя казино «Катариненбург». В свое время оба работали в Управлении культуры: г-н Пригода — в социологическом отделе, г-н Черданцев — при научно-методическом центре народного творчества. То было время «осторожного послабления»: городские власти позволили самодеятельным коллективам типа «Наутилуса Помпилиуса», «Чайфа», «Урфина Джюса», «Насти» самовыражаться со сцены ДК Свердлова — там, «за спиной у Ленина» (здание находится на Площади 1905 г.), был знаменитый Свердловский рок-клуб. За идеологическую чистоту концертов, согласование текстов песен, благопристойность и техническую поддержку отвечали «засланные казачки» от Управления культуры. К их числу Борис Черданцев причислял и себя. Разумеется, рок-инквизитором ныне известный дискотечник не был — сам поигрывал в некоторых группах на бас-гитаре. Просто власти нужна была успокоительная отчетность о культмассовых мероприятиях, которую Борис и предоставлял. Тема «Катариненбурга» всплыла, когда г-н Черданцев уже работал вместе с Олегом Раковичем (ныне директор телекомпании АТН) в небольшом кооперативе при Свердловской киностудии: делали документальные фильмы, снимали рекламные и поздравительные ролики — то есть пытались заработать на жизнь, но на тот момент особых успехов не добились. В конце 1991 г. г-н Пригода при случайной встрече сказал Борису: мне нужен такой человек, как ты, кем бы ты мог работать в казино? Тот ответил, что неплохо было бы освоить тогда еще экзотическую профессию рекламного менеджера. После утвердительного «ну так и будь им» г-н Черданцев занялся продвижением казино.
— «Катариненбург» был единственным на то время казино не только в городе, но и в Урало-Сибирском регионе. Продвигать эксклюзивный товар по определению просто. Что делали вы?
— Насчет простоты можно спорить. Но, в принципе, рынок принимал любые рекламные ходы. Я организовал адресную рассылку информации о казино екатеринбургским бизнесменам, проводил карточные турниры; с моей подачи были пущены два троллейбуса, обклеенных символикой казино «Катариненбург», идущих до «Космоса» — проезд в них несколько лет был бесплатным. Просил бабушек-уборщиц в гостиницах раскладывать по номерам наши буклеты. К работе они относились очень ответственно: «Боря, представляешь, я тут заметила, что один мужик в твою рекламу колбасу заворачивает. Я говорю, мол, ты что тут удумал — люди деньги тратят, печатают, а ты пачкаешь. Разворачивай немедленно и положи как лежало!». Всех устраивало, как работало казино, доходы росли, руководство было не жадное, платили хорошо. У меня еще хватало сил и времени, чтобы проводить дискотеки в студенческих общагах.
— Дискотека «Эльдорадо» стала вашей легализованной «халтурой» в бизнес-клубе «Глобус»?
— (Смеется). Конечно, нет. Этот проект появился после того, как «Глобус» взял в долгосрочную аренду левое крыло здания «Космоса»: сначала там было только казино, потом открыли ресторан «Зимний сад» — перенесли его на место бывшего банкетного зала. Оставшаяся от ресторана 1 тыс. кв. м пустовала. Тогда Александр Пригода вызвал меня: «Ты же у нас дискотечник? Вот, чтобы через месяц там были танцы». Я подумал: «Ой-о-о-о! Денег нет, помещение какое-то большое, дурацкое, в стране кризис, рестораны закрыты, дискотек нет. Кто сюда пойдет?!». Тем не менее сказал: «Ну надо, так надо», — и через месяц сделал «Эльдорадо». У меня был свой комплект аппаратуры, с которым я проводил левые дискотеки по общагам, кое-что к нему прикупил, сделал косметический ремонт в зале… Поначалу люди танцевали на четвертушке нынешнего «Эльдорадо» — остальное было отгорожено шторкой, — там все было раскурочено, днем работали строители. Постепенно людей стало приходить больше — шторку отодвинули на ползала, потом еще немного… Целиком дискотека заработала где-то через полгода-год.
— У «Эльдорадо» была какая-то базовая концепция?
— Мне сразу сказали, что дискотека должна работать семь дней в неделю и зарабатывать деньги ежедневно. То есть
аудитория — люди, которые могут тусоваться всю ночь без оглядки на утреннее недомогание, препятствующее рабочему и учебному процессу.
— Бездельники?!
— Хм… Скажем так: молодежь, студенты или те, кому профессия позволяет прийти на работу к часу. Не путайте их с анекдотичными новыми русскими в малиновых пиджаках — они как раз в то время работали круглосуточно. Короче говоря, ориентировались в основном на публику, у которой в кармане деньги только на вход, две кружки пива для себя и джин-тоник — для девушки. Если бы мы изначально делали акцент на обеспеченной публике, в зале не набиралось бы и двухсот человек.
— У вас есть излюбленные приемы популяризации дискотеки?
— Шоу! Нужно извернуться и сделать такое, что может считаться информационным поводом, спровоцировать событие, о котором будут говорить. Во времена раскрутки «Эльдорадо» затейливых развлечений не было. Придумаешь фишку, быстро раструбишь о ней — придут журналисты и «бесплатно покажут в кино». Сейчас с этим гораздо сложнее — деньги, деньги, деньги… Телеканалы и газеты в первую очередь интересуются тем, сколько ты им заплатишь, а не тем, что ты покажешь в объектив. Но и сегодня у меня получается создавать интересные «бесплатные» поводы. Оглядываясь на «Эльдорадо», я понимаю, что мы всегда старались сделать что-то веселое, с придурью. Скажем, не занудный чемпионат по дартсу (кто на него пойдет?), а троеборье в «трясучку», «чапаева» и подкидного дурака. Все журналисты здесь, все играют, визги-писки… И каждый потом о себе, любимом, сюжет покажет или статью напишет: в «Эльдорадо» было здорово, и наша команда отличилась в том-то и том-то.
— Ну да, помню — девушки из модельного агентства швыряются тортами, соревнования по «разминированию секс-бомбы», вечеринка, посвященная туалетной бумаге, самодеятельный стриптиз и лазерная пушка у «Эльдорадо», лучи которой принимали за НЛО.
— Да, все это постоянно поддерживало интерес к дискотеке. Мне кажется, удалось в определенный момент создать из «Эльдорадо» этакую Мекку для гламурной и богемной публики — журналисты, фотографы, танцоры, представители модельного бизнеса. А простым людям было интересно присутствовать на таких тусовках и потом говорить — был там-то видел того-то, с тем-то выпивал на брудершафт.
— То есть богема у вас бесплатно пила-ела, создавала ауру веселья, а выручку делали простые посетители?
— Нет, известные персонажи только проходили бесплатно, а за выпивкой — пожалуйста в бар. Мне никто бы не позволил устроить в «Эльдорадо» «раздачу слонов» пусть даже в рекламных целях — дискотека должна быть рентабельной. И она была таковой. Организация всех этих шоу и конкурсов стоила достаточно дешево, а посмотреть и потанцевать могло прийти около тысячи человек. Конечно, случались и провалы, но по итогам года получалось прилично.
— Сколько?
— (Смеется). Ну какая разница, нормально получалось, иначе бы меня выгнали с должности директора.
— Вы ощущали себя персонажем светской хроники, неким екатеринбургским Стивом Рубеллом1, с которым хотелось быть накоротке — заходя на танцпол, небрежно кивнуть, мол, привет, ты классный и я классный, и сегодня я отдыхаю у тебя в гостях.
— Ну, что-то в этом роде было. Я проработал в «Эльдорадо» восемь лет, и за это время познакомился с очень многими известными людьми.
— А часто случались экстремальные ситуации — драки, разборки, скандалы?
— Как без этого? Конфликтами занималась служба безопасности.
— То есть вы не были мажордомом, решающим все проблемы?
— Бывали случаи, когда, например, повздорили люди, а секьюрити не может понять, кто прав, кто виноват. Появляюсь я: «Добрый вечер, я директор этого заведения, давайте разберемся, что произошло». А кто-нибудь из них в ответ : «Да пошел ты, козел очкастый!» Тут сразу становится ясно, кого нужно вывести на улицу.
— Проект «Эльдорадо» давал вам свободу творчества, приносил хорошие деньги, был стабильным. Почему вы оставили его?
— В вашем вопросе заложен ответ. Да, все это было, но я понял, что достиг потолка, выше уже не прыгнешь. Я все знаю об этой дискотеке, представляю, сколько заработаю в этом году, в следующем и еще через год — все предсказуемо.
— Сколько вам платили?
— (Смеется). Ну какая разница сколько, нормально!
— Через кризис карьерного роста проходит большинство бизнесменов. Однако он зачастую решается повышением материальной мотивации.
— Я же не мог прийти и сказать руководству: «Дайте мне долю в бизнесе».
— Почему бы и нет?
— А зачем им это нужно? Корабль плывет и хорошо плывет, управлять им сможет любой грамотный менеджер, потому что технология отлажена. Посмотрите, после моего ухода «Эльдорадо» успешно работает уже четыре года. Мне просто в один момент захотелось вылезти из «коротких штанишек» и поуправлять чем-то большим, нежели просто дискотека.
В погоне за богачами
Когда Борис Черданцев решил расстаться с «Эльдорадо», у него было несколько предложений от знакомых делать дискотеки в Москве. Но все они формулировались примерно так: «Поезжай в столицу, дам много денег, тебя с твоим опытом с руками оторвут» — то есть радужные перспективы без какой либо конкретики. Борис подумал, что лучше быть кем-то в Екатеринбурге, чем неизвестно кем в Москве. К тому же здесь предложили заняться развлекательной составляющей боулинг-центра «Луна-2000». И зарплата выше, чем в «Эльдорадо», и рабочее поле обширнее — нужно было связать воедино боулинг, бильярд, казино, ночной клуб, сделать так, чтобы посетитель за один вечер прошел по всей «лунной поверхности».
— Вы считаете, что в «Луне-2000» более «взрослый» бизнес, чем в «Эльдорадо»?
— Взрослый — это неточное определение. Более комплексный, сложный, разноплановый. Есть участки, которые в принципе могут существовать автономно — сначала приехал с компанией покатать шары по дорожке, в следующий раз катаешь шары по зеленому сукну, потом в казино поиграл и т.д. Но развлекательный комплекс — это прежде всего многозадачность. У меня не было цели развить конкретное направление. Нужно было организовать некий развлекательный контекст, чтобы людям хотелось попробовать всего. Например, играет команда в боулинг, я делаю так, чтобы они получили в подарок один билет на дискотеку. Если задор есть, они все туда пойдут — один бесплатно, остальные купят билеты. Кроме того, надо было организовать рекламную кампанию для разных событий. Я не занимался серьезными спортивными турнирами, шуточными — пожалуйста, сделать шоу — нет проблем.
— Вы проработали там всего полтора года — быстро устали?
— У «Луны-2000» много учредителей, и между ними нечетко прописаны управленческие полномочия, то есть кто захотел, тот мной и порулил. Порой было просто непонятно, что я должен делать. Да еще передо мной поставили задачу каждый день набивать «Луну» состоятельной публикой, этакими завсегдатаями «Малахита», «Водолея», «Истерики». Я попробовал все: адресную рассылку приглашений, розыгрыши, дорогие призы, заезжих звезд, корпоративные турниры и праздники… Ну как я могу собирать каждый день две сотни не стесненных в средствах людей, если активных посетителей ночных заведений такого уровня в городе 300-350 человек?! Я всегда знал, что это нереально, и неоднократно говорил об этом руководству.
— А тут открылась дискотека в «Екатерининском», и вы… с легким сердцем…
— Мне предложили возглавить дискотеку «Пять звезд», когда внутри этого помещения еще ездили КамАЗы. Владельцы «Луны» меня поняли, и мы расстались друзьями. Николай Николаевич Кретов, руководитель холдинговой компании «Лидер», построившей «Екатерининский», на предварительных переговорах сказал, мол, мы предоставляем тебе карт-бланш, делай что хочешь, твори, дискотека должна быть хорошей и прибыльной. Потом, правда, выяснилось, что есть определенные рамки.
— От вас опять потребовали набивать зал богачами?
— Да, нужны были люди, способные заплатить за вход 500 руб. и оставить в баре 2-3 тыс. руб. Но, помилуйте, торгово-развлекательный центр — это не клуб «Горки», где зеркала, колонны, статуи и настоящая позолота.
— Кстати, почему вы не постарались стать директором элитных «Горок», а опять взялись за массовое заведение?
— Я бы хотел, но никто не предложил. «Горками» владеет Тимур Горяев, клубом управлял его брат — понятно, почему меня туда не позвали. Я думал, что проект по созданию места отдыха для элиты «покатит», но, к сожалению, «не покатил».
— Как вы думаете, почему?
— Могу только предполагать. Спокойная и состоятельная публика в городе имеется, спрос на респектабельные развлечения есть, но, видимо, специфика Екатеринбурга такова, что эти люди не очень хотят светиться в таком дорогом месте. Скажем, зажиточному чиновнику или непубличному бизнесмену проще поехать в Москву и просадить десяток тысяч у. е. в каком-нибудь клубе или казино, где его никто не знает. Столичный бомонд уже давно раскрепостился в этом отношении, наши пока стесняются афишировать свои доходы. Поэтому и гоняют в Москву, Питер и за границу на выходные.
— Формат дискотеки «Пять звезд» был новым для Екатеринбурга, на этом можно было сыграть, чтобы привлечь состоятельную публику?
— Новое всегда идет «на ура», первые несколько месяцев народу было навалом. «Пять звезд» была обязательным пунктом в увеселительном уикенд-туре. Правда, люди не всегда ехали туда сознательно.
— То есть сидят люди в каком-нибудь баре, и тут один говорит: «А поехали на Щербакова, там новая дискотека открылась!»
— Дам одну зарисовку с натуры. Утро, телефонный звонок: «Вот вы знаете, я сегодня проснулся и не нашел дома свою куртку, обнаружил только номерок с логотипом «Пять звезд». Я правильно звоню?», — «Да, вы, наверное, забыли ее у нас в гардеробе, приезжайте, забирайте». «О! Отлично! А где вы находитесь?»
— Замечательно — люди развлекались по полной.
— Да, но постепенно интерес стал угасать: вход дорогой, пиво стоит минимум 100 руб., несоответствующий интерьер и т. д. Случалось, что приходило 150 человек вместо положенных 1,5 тыс.: здоровенное помещение, люди ходят, озираются, расслабиться не могут… Что это за дискотека, когда так мало народу? Я пытался привлечь молодежь — раздавал по профкомам вузов контрамарки: сегодня студенты, например, Лесотехнической академии могут прийти бесплатно. Как ни странно, у меня начались проблемы с контрольно-ревизионным управлением компании «Лидер». В службе внутренней безопасности мне говорили: «А откуда мы знаем, что ты эти проходки раздаешь бесплатно, а не продаешь?», — «Да я правда их раздаю, это нужно, чтобы люди пришли, и вы на баре выручку сделали». После пары таких столкновений я пришел к Николаю Николаевичу и сказал, что больше так не могу.
— У меня есть информация, что дискотека закрылась, потому что на ее площадях разместились мебельные фирмы.
— Это было потом. Г-н Кретов после этого разговора принял очень мудрое решение. Его компания хорошо умеет строить и сдавать площади в аренду — это их основная специализация. Он сказал: «Борис, бери в аренду на выходные площади, аппаратуру, с охраной и обслуживающим персоналом поможем, делай все по своему усмотрению».
— И вы в одночасье из наемного менеджера переквалифицировались в предпринимателя?
— Да, это был шок. Ходил невыспавшийся, сине-зеленый — со всеми надо было договориться, открыть несколько предприятий, получить лицензии. Я же раньше всегда относился к работе так: от меня требуется шоу, звук, свет, реклама и охрана — деньги лежат вон в той тумбочке, и мне неважно, как они там появились. А тут все сразу навалилось. Правда, Николай Николаевич сначала установил арендную плату в 60% от оговоренной суммы — по мере того, как я буду раскручивать заведение, плата достигнет 100%.
— 100% — это сколько?
— (Смеется). Неважно, вполне приемлемо.
— Что вы стали делать?
— Начал проводить «Дискотеки 80-х» — это очень неплохая тема для раскрутки. Такая музыка интересна и состоятельным людям среднего возраста — ностальгия по молодости и все такое, и молодежи, которая эти мелодии знает уже по диджейским ремиксам.
— А в городе есть дискотеки, чьим опытом можно было бы руководствоваться для раскрутки бизнеса?
— Мне кажется, что я и сам могу поделиться своим опытом с кем угодно! Объективно могу сказать, что, например, «Карабас» — очень грамотный и успешный проект, конечно, в рамках той публики, на которую они ориентируются. Глеб Светлаков, его арт-директор, — лучший в городе. «Карабас» финансово независим, у него дорогие шоу, хороший свет, ведущие — не какие-то «мальчики-фантики», а профессиональные парни «из телевизора» — Морозов и Назаров. Затраты клуба очень велики, и я понимаю, что можно вложить, условно говоря, 100 руб. и получить 20 руб. Но можно ведь потратить 50 руб. и заработать 18 руб. При всем уважении к «Карабасу» я не собирался делать что-то подобное — в городе не должно быть два одинаковых заведения.
— Если на месте «Пяти звезд» появилась мебель, значит, дискотека не добилась предполагаемого успеха?
— Понимаете, дискотека могла приносить «Екатерининскому» арендные деньги только за пятницу-субботу-воскресенье. На остальное время его руководству нужно было искать что-то дополнительное, проводить выставки, скажем. А мебельщики захотели снять первый этаж и балкон на всю неделю — доход с площадей сразу вырос почти в 2,5 раза. Разумеется, решение о том, что дискотеки больше не будет, для меня прозвучало как гром среди ясного неба,— мой проект набирал обороты, восстанавливал свои позиции на рынке и т. д. Но, как говорится, ничего личного — бизнес есть бизнес. Я пообижался на Николая Николаевича дня два, потом прикинул, насколько очевидна выгода этого решения, и понял, что я и сам за такую сумму кого угодно попросил бы «покинуть помещение».
Две тысячи человек на окраине города
Своим появлением рейв-клуб «Табакерка» во многом обязан соседству дискотеки «Пять звезд» с боулинг-центром в «Екатерининском». Поначалу его арендовал Алексей Зорин — председатель совета директоров табачной фабрики «Альвис» в рабочее время и высококлассный боулер в свободное2. Когда танцы в «Пяти звездах» кончились, г-н Зорин предложил г-ну Черданцеву организовать дискотеку в ангаре, принадлежащем «Альвис». На этой промплощадке располагался токарный цех. Компаньоны, как люди творческие (оба в свое время закончили Музыкальное училище им. Чайковского: Черданцев — по классу контрабаса, Зорин — вокала), самостоятельно разработали дизайн-проект реконструкции ангара. Помещение получилось в стиле популярных в Европе индастриэл-клабов: большое пространство, много покрашенных в кислотные цвета металлических конструкций, зарешеченный бар и диджейский стол, оборудованный на ярко-желтом токарно-винторезном станке.
— Территория табачной фабрики — это же край земли, более удаленного от центра развлекательного заведения я не знаю. Добраться до «Табакерки» — подвиг!
— Я тоже поначалу так думал, но потом понял: эта проблема вполне решаема. Тем, у кого есть машина, без разницы, куда ехать, а для тех, у кого ее нет, мы пустили бесплатные автобусы. Один каждый час забирает людей от метро «Площадь 1905 г.», другой каждые 15 минут курсирует от «Табакерки» до «большой земли» — ул. Щербакова.
— Я заметил у вас в кабинете расписание вечеринок — там очень часто упоминается все та же «дискотека 80-х». Но ведь ностальгические мотивы никак не вяжутся с понятием рейв-музыки?!
— Я понимаю под рэйвом большое скопление танцующего народа. Когда к нам приходит 2 тыс. человек — это рэйв, и неважно, какая музыка играет. Я периодически читаю в разных форумах: вот, мол, открылся новый клуб, им занимается Черданцев, который организовывал «Эльдорадо», сами понимаете, какая «попсня» там будет играть. Так вот… Первый месяц мы постоянно дубасили так называемую клубную музыку, приглашали известных ди-джеев: Фонаря, Колю, Смайла, Фанки… Двухчасовой сет звезды стоит 1 тыс. евро плюс дорога и гостиница бизнес-класса. Мы потратили уйму денег, и что? На танцполе — 150-200 человек, настроение ниже плинтуса. Я постоянно общаюсь с нашими охранниками, гардеробщиками, барменами — они ведь слышат, что говорят посетители. Если люди специально сюда приехали и уходят через полчаса, потому что музыка «не вставляет» — это прямой сигнал к действию. Где все эти хваленые клабберы, где?! Во всем городе их не больше трехсот: у одних в кармане 100 руб., и они сидят в Березовском, в клубе PV — мне они малоинтересны. А богатые адепты клубной культуры, скорее всего, пойдут в «РА» или «Истерику», потому что там больше пафоса. Вот мы и решили крутить евро-дэнс и евро-поп — хиты, которые постоянно гоняют по радио и MTV. И народ пошел — последние полтора месяца мы редко когда собирали меньше 1,5 тыс. человек за вечер.
— Долой музыкальные эксперименты, мы живем в мире чистогана?
— Я не собираюсь заниматься просветительством, мне вообще вся эта клубная музыка не нравится — лично я предпочитаю джаз. Моя задача — организовать хорошее место для массового отдыха и сделать этот проект прибыльным. Публики должно быть много, и я для этого делаю все: бесплатные автобусы, за вход — 50-150 руб., кружка пива — 50 руб., шоу-программа, розыгрыши и т.д.
— Этакая форматная дискотека, рассчитанная на парней в тренировочных костюмах с Химмаша, Вторчермета и их прекрасных дам?
— (Смеется). Ваш вопрос звучит почти оскорбительно. В «Табакерку» ходит веселая, продвинутая публика — студенты, молодые специалисты, менеджеры. Процент маргиналов, на которых вы намекнули, весьма не велик, хотя, безусловно, гопники встречаются. Это не деревенская дискотека, где крутят «Фабрику звезд», не элитарный музыкальный клуб и не притон для наркоманов — наш продукт востребован среди нормальных, адекватных людей. Кстати, в спортивных штанах мы в «Табакерку» не пускаем.
— Все так строго?
— Ага, доходит даже до анекдота. Вот смешная правдивая история. Вызывают меня как-то в комнату службы безопасности: «Борис Алексеевич, нам привели посетителя из зала, говорит, что с него штаны сняли». Прихожу, — действительно стоит парень в светло-бежевых кальсонах, заправленных в носки, как положено…
— Ограбили?
— Я тоже так подумал. Потом смотрю — у него сотовый висит на шее. Почему, спрашиваю, с вас штаны сняли, а телефон оставили? Нет, говорит, меня не обворовали: подошел ко мне в туалете парень: «Слушай, друг, я сюда приехал с другом, а вот его не пускают, потому что он в «трениках», стоит на улице — ты дай мне пока свои брюки, он пройдет, переоденется, а я тебе потом штаны верну!». Этот бедолага согласился. Ждал-ждал — штаны не вынесли: пустите, мол, я его сам поищу, неприлично же вот так в кальсонах ходить.
— Святая простота! Борис, а на каких условиях вы согласились пойти в «Табакерку»?
— Мы с Алексеем Зориным партнеры 50/50. Клуб был построен на наши деньги плюс кредит банка. То есть помещение — это собственность Зорина, я надеюсь, что он меня не выгонит и не организует там мебельный магазин. Мы вложились в аппаратуру, оборудование и реконструкцию.
— Какова стоимость проекта и предполагаемый срок окупаемости?
— (Г-н Черданцев взял паузу и обратился к мужчине в рабочей спецовке: «Ну что, грузчик опять не вышел? Найдите кого-нибудь на территории, ждать нечего, пусть все сделают — заплатим 500 руб.»). Около $1 млн. Думали, окупим за 2-2,5 года, теперь понимаю, что времени уйдет больше. Многое еще нужно сделать — крышу перекрыть, территорию благоустроить. В общем, морока. Тут уж никуда не денешься — совладелец!
— А вам не хотелось открыть какое-нибудь эксклюзивное заведение? В Москве и Питере, например, много богемных клубов или уютных местечек «для своих» — с жестким фейс-контролем и совсем не масскультовой концепцией? В Екатеринбурге эта ниша практически не занята.
— Да, она есть, но пока не совсем востребована. Я в свое время хотел сделать что-то наподобие питерского «Хали-Гали» или кафе Романа Трахтенберга. Этакое заведение на грани фола: еду посетителям приносят в погнутой алюминиевой посуде толстые, подчеркнуто хамоватые официантки. Пивные кружки прикованы на цепь к барной стойке, двери в туалетах сколочены из кривых досок, а чуть повыше уровня глаз выпилено пошлое сердечко. Звучит какая-нибудь непопсовая музыка, ведущий отпускает двусмысленные шутки и устраивает розыгрыши за пределами добра и зла. У официантки на бейдже, там, где должно быть имя, написано «Сиська». В общем, та еще концепция. Но я понял, что инвесторов это не заинтересует, да и со свободными помещениями проблема. Сегодня выгодно вкладывать деньги в фастфуд или, например, рестораны с этнической кухней. Это рентабельно и пока почетно. Когда рынок такими заведениями «насытится», их доходность начнет падать, и, возможно, станет выгодно вкладываться в какие-нибудь «хали-гали».
— А пока вы постараетесь выжать максимум из того дискотечного формата, который востребован?
— Я не собираюсь на чем-либо зацикливаться: в «Табакерке» будут играть и хаус и драм-н-бэйс и R’n’B — вариантов много. Я лишь хотел сказать, что исключительно клубной музыкой 2 тыс. человек не заманить — нужен демократичный продукт, удовлетворяющий большинство.
Обратная связь: kb@apress.ru