«Чтобы «выйти в ноль» по этому сценарию, необходимо поднять ставку НДФЛ до 18%». Повышение налога часто обсуждали в правительстве в прошлом году: ее рост не исключен, но эффект будет незначительным.
Рост ставки налога на доходы физических лиц одновременно с вводом вычета на величину прожиточного минимума не даст значимого эффекта для бюджета, говорится в Мониторинге экономической ситуации РАНХиГС. Автор доклада, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев привел три варианта изменения шкалы налога.
-
1. Повышение ставки НДФЛ;
-
2. Повышение ставки НДФЛ вместе с введением универсального вычета на уровне прожиточного минимума;
-
3. Повышение ставки НДФЛ и ввод вычета на уровне прожиточного минимума для физлиц, декларирующих доход не выше прожиточного минимума.
Сценарий 1. В этом случае необходимо учитывать механический эффект (рост ставки налога) и поведенческий (изменение величины декларируемой налоговой базы вследствие изменения ставки). При учете только механического эффекта можно получить завышенную оценку поступлений НДФЛ.
Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% эквивалентно росту ставки страховых взносов с 30 до 33%. Можно допустить, что эффект от изменения ставки привел бы к снижению доли ФОТ в ВВП не более чем на 0,5 п.п. В таком случае при доле фонда оплаты труда в ВВП в 34% рост ставки НДФЛ на 2% дал бы в 2018 г. рост поступлений на 0,53% ВВП.
Сценарий 2. В 2018 г. прожиточный минимум составляет чуть больше 11 тыс. руб. в месяц для трудоспособных граждан. При таком вычете облагаться налогом будут 70% зарплат, согласно данным Росстата, то есть потери составят около трети поступлений НДФЛ. С учетом того, что рост ставки налога на доходы физических лиц до 15% даст прирост поступлений НДФЛ на 15%, реализация сценария 2 не даст искомого фискального эффекта. Для того чтобы «выйти в ноль» по этому сценарию, необходимо поднять ставку НДФЛ до 18%. Таким образом, универсальный вычет чреват большими потерями для доходной части бюджета.
Сценарий 3. Предоставлять вычет только тем, кто зарабатывает не выше прожиточного минимума. Однако такая мера создает ситуацию, когда с ростом облагаемого дохода «чистый» доход падает. Например, если человек декларирует 12 тыс. руб. дохода, то его располагаемый доход равен 12 х (100–13%)=10,44 тыс. руб., т.е. меньше, чем если бы он задекларировал 11 тыс. руб. В результате рост заработка приводит к падению благосостояния. Налогоплательщики выберут из двух вариантов заработка меньший, поскольку это не потребует от них серьезных усилий.
При реализации такого сценария бюджет при ставке НДФЛ 15% получил бы около 0,4% ВВП дополнительных доходов. Однако «выравнивающий эффект от такого сценария сомнителен, поскольку создает «ловушку бедности» для тех, кто зарабатывает на уровне прожиточного минимума», резюмирует г-н Белев.
8 мая председатель правительства (пока — с приставкой и.о) Дмитрий Медведев заявил, что решений об изменении ставки НДФЛ пока нет и сейчас они не готовятся. Однако возврат к этой теме весьма вероятен в будущем.