Меню

Екатеринбург должен отказаться от гигантомании

Когда я только приехал на Урал и начал думать, что стоило бы поменять в градостроительной политике, чтобы Екатеринбург мог принять ЭКСПО-2020, первой мыслью было – развивать его экстенсивно, вширь.

Тем более я очень часто слышал вокруг, что мегаполис должен строить новые районы на крупных площадках – от 300 га, что это правильно. Но вскоре я понял: эта идея абсурдна! Я абсолютно уверен: будущее Екатеринбурга связано с развитием центра, а не периферии. В своей градостроительной модели он может использовать технику так называемой городской акупунктуры – когда развитие происходит не за счет масштабных строек, а точечно. Мы, например, в Барселоне перед Олимпиадой тоже серьезно меняли город и пошли именно по такому пути: построили 140 небольших объектов в центре вместо одной глобальной застройки. Говоря медицинским языком, провели много маленьких безболезненных операций вместо одной большой, опасной для жизни. В Испании у нас все получилось, так почему не перенести этот опыт на Урал?

Кроме того, я часто слышу мнения, что Екатеринбургу жизненно необходимы новые транспортные развязки и магистрали, что только так можно решить проблемы автомобильных заторов. Снова речь заходит о многомиллионных вложениях. И я опять не согласен: да, город не справляется с транспортным потоком, мест для парковки не хватает, воздух сильно загрязнен выхлопами, уровень шума достигает 100 децибелл. Но! В Испании перед Олимпиадой у нас были похожие проблемы, но мы смогли с ними справиться. В Екатеринбурге количество авто сопоставимо с числом машин в более комфортных Милане или Барселоне – вам просто нужно организовать имеющуюся систему, а не тратить время, силы и деньги на новые транспортные объекты. А высвободившиеся средства направить на действительно необходимые современному городу опции. Например, Екатеринбургу нужен абсолютно свободный Wi-Fi по всему городу, как в Манхеттене. У вас уже есть около 200 точек свободного доступа, но этого мало. Нужно добавить опций аэропорту Кольцово. В Амстердаме аэропорт зарабатывает не за счет самолетов, а за счет софта – услуг, сервисов и проч. Вот чем нужно сегодня заниматься!

Вообще Екатеринбургу важно уходить от этой страсти к масштабным стройкам, новым мостам, дорогам, промышленности, от гигантомании. Не обязательно трансформировать мегаполис  глобально, не это сегодня выводит города в лидеры. В XXI веке каждый город, если он хочет развиваться, должен заняться собственной эффективностью. Мы в i.CUP два года исследовали эту во многом метафизическую эффективность: отталкивались от мысли, что город – это организм, со своим уникальным биоритмом. Согласитесь, один и тот же мегаполис ночью и днем – это две большие разницы, в будний день или в выходной – тоже. Разная энергия, разная информация, которая в итоге формирует городской метаболизм. И это все нужно учитывать, когда хочешь внести какие-то изменения в облик мегаполиса. Учитывать, чтобы не навредить.  

Мы изучали транспортные системы городов Европы и Азии, их энергетику, человеческую деятельность, ВРП на душу населения, продолжительность жизни и в итоге составили рейтинг самых эффективных городов. И вот что удивительно: лидерами стали не самые крупные мегаполисы, а, например, Копенгаген, Стамбул, Осло. А в Азии – Сингапур, в котором живет всего-то 3 млн человек. Не вижу никаких причин, чтобы Екатеринбург не смог встать в этот ряд в недалеком будущем. Начать нужно с транспорта. Наши исследования показали: эффективным город становится, если в нем отлажена транспортная система. Причем важно не только привести ее в порядок, но и создать задел на будущее: вам уже давно пора обзавестись экологичным общественным транспортом и стимулировать горожан покупать авто, минимизирующие выхлопы. Владельцам таких машин можно, например, разрешить бесплатно парковаться в центре, а всем остальным – запретить. Также нужно создавать инфраструктуру для электромобилей – заправки по всему городу, парковки и др. Потому что очевидно, что за ними будущее. Вам стоит подумать и об использовании геотермической энергии для решения энергетических проблем – я изучал этот вопрос, у Екатеринбурга есть для этого потенциал. Не обязательно, что эти новшества должны заработать в городе прямо завтра, но создавать умную инфраструктуру необходимо. Иначе можно безнадежно отстать.

Колонка написана на основе выступления на Уральской международной выставке промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2012»