Меню

Екатеринбург опять выделился. Почему впервые «Единую Россию» могут снять с выборов?

Иллюстрация: ekburg.ru

«Самое важное событие в Екатеринбурге за 10 лет». Типичные скучные выборы не спасают наигранные скандалы. Но суперинтрига все же есть. И для властей города она очень неприятная.

Насколько деловое сообщество Екатеринбурга интересуется результатами намеченных на начало сентября выборов и что эти выборы могут ему дать?

С одной стороны, есть давно устоявшийся тезис о том, что с политикой в российской действительности почти на всех уровнях все и так ясно. Плюс-минус все места поделены, и если наступила тотальная определенность, то и никакого интереса публики (в частности, бизнес-сообщества) к процессу быть не должно. Однако быстро выяснилось, что для бизнеса процесс решения этого вопроса куда важнее результата. Поэтому сначала расскажем про самое неинтересное: про результат. 

Кто победит на выборах в Екатеринбурге?

На днях DK.RU опубликовал развернутый материал, посвященный прогнозам результатов выборов в Городскую думу, и степень определенности в этой статье, вышедшей за месяц до дня голосования, казалось бы, расставляет все точки над i. 

В частности, по оценкам экспертов проекта «Муниципальные выборы в Екатеринбурге 2018», почти все победители предвыборной гонки определены уже сейчас. И у их оппонентов практически нет шансов переломить ситуацию в свою пользу. Так, по предварительным итогам, партия «Единая Россия» получит от 24 до 26 мандатов, КПРФ — четыре мандата, ЛДПР — три, «Справедливая Россия» — от двух до четырех, «Партия пенсионеров» — один мандат. «Яблоко» и «Гражданская платформа» своих кандидатов не проведут. 

С выборами мэра Екатеринбурга еще проще: из более чем двадцати кандидатов реальными считаются всего два: вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский и первый замглавы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко. Эти два варианта казались до недавнего времени конкурирующими. Однако буквально на этой неделе появилась информация о том, что участие г-н Кожемяко во многих городских мероприятиях второй половины августа — под вопросом. Особо ретивые журналисты поспешили приписать это обстоятельство решению городских властей более не поддерживать кандидатуру г-на Кожемяко. 

Опрос, который проводили для DK.RU представители компании IQ, показал, что в победу одного из пары Кожемяко-Высокинский верят 97% респондентов, а в то, что «Единая Россия» получит «контрольный пакет» в Думе, уверены 78% из примерно 500 предпринимателей. Тогда в чем, собственно, проблема? В том, что это в целом вялые, но — внимание — конкурентные выборы. 

Кто реально борется?

В Екатеринбурге с его богатой историей политических разборок между «городскими» и «областными» невозможно игнорировать это старое разделение ответственных лиц на два условных лагеря. И если на выборах мэра принадлежность к лагерям напрямую прописана в должностях ключевых кандидатов, то на выборах в Гордуму все сложнее. Война идет, по сути, внутри партии «Единая Россия» за то, какие именно люди окажутся в думе. Человек, без которого не обходится ни одно крупное решение в вопросе выборов в Екатеринбурге — руководитель Администрации губернатора Свердловской области Владимир Тунгусов, создал на этой почве главный скандал всех выборов. И вступил в борьбу — считается, что даже с губернатором. 

Жесткую войну «городских» и «областных» вполне уже можно считать фейком. Мне кажется, что за этой ширмой идет какая-то другая борьба, просто по привычным рельсам. И пресловутый «список Тунгусова» здесь просто как красная тряпка. Мол, смотрите, выборы уже сделаны, и не лезьте. Хотя на самом деле никто ничего толком еще не знает, — полагает Олег Серов, генеральный директор компании АРАНТА-ТС, участник исследования предвыборной активности предпринимателей.

Что такое «список Тунгусова»? И кто чей человек в выборной гонке? 

Самый большой скандал во всей истории с выборами вызвало появление так называемого списка Тунгусова. Его роль крайне проста: якобы заранее были определены люди по числу избирательных округов, которые должны были победить на выборах. Зная страсть к конспирологии большинства уральских политологов, можно смело предположить, что реальность данного списка как готового закрытого документа маловероятна. Но очевидно, что политическая гонка позволила выделить список людей, кого считают близкими к влиятельному политику кандидатами. Вот как выглядит перечень тех, кого приписывают к лагерю г-на Тунгусова, и к его условным противникам. Конечно, напрямую кандидаты такое разделение не признают, и поэтому списки носят крайне неофициальный характер. 

 «Список Тунгусова»:

 «Оппозиция»:

В чем же главная интрига городских выборов? 

Пыльный лозунг про борьбу с криминалом, который рвется к власти, не помог убедить избирателей в том, что главная интрига выборов — это защита городских достижений от бандитских разборок. Единственное, что реально может создать интригу на выборах, это снятие всего списка «Единой России». Не удивляйтесь, такое технически возможно. 

По закону, если о своем желании сняться с выборов заявят 50% кандидатов из списка, регистрация списка кандидатов аннулируется. И этот процесс уже идет: за последние несколько дней по собственному желанию с выборов снялись уже трое: Евгений Шипицын (Чкаловский район), Наталья Резчикова (Железнодорожный район), Елена Крюкова (Кировский район). И главная интрига состоит в том, дойдет ли противостояние сторонников и противников г-на Тунгусова до такой степени, что влиятельный политик поспособствует отказу от гонки десятков своих протеже. 

Почему бизнесу важны выборы?  

Активно освещаемая в СМИ «война городских и областных кланов» или «война вокруг списка Тунгусова» подается как главное событие выборов. Однако не все так просто: оставим в стороне активно распространяемые в прессе слухи вокруг бизнес-интересов конкретных компаний в продвижении г-на Тунгусова или войны с ним. Интересы широких слоев предпринимателей вовсе не в этом. Удивительно, но опрос предпринимателей Екатеринбурга лета 2018 года, проведенный компанией IQ Events, показал, что более 35% из них с интересом ждут активной фазы предвыборной гонки. В то время как на прошлых выборах в Городскую думу доля заинтересовавшихся не превышала 10%. Что случилось? 

Я, конечно, не могу говорить за всех, но у меня на этих выборах сразу два знакомых человека сначала участвовали в праймериз, потом пошли на выборы. Я увидел, что можно хоть немного, но влиять на этот процесс, включаться в него. Это очень круто. Хотя понятно опять, кто победит, но теперь уже — в какой-то борьбе, — уверен Иван Любимов, совладелец компании «Квадра», также участник опроса. 

Как это ни парадоксально прозвучит, именно приближающиеся выборы показали, что внутри формально единого и тотально многочисленного крыла партии «Единая Россия» есть не одна-две силы, а множество точек влияния. И что сейчас мы оказались в положении учебного полигона для нового выстраивания отношений бизнеса и власти на городском уровне. 

В действительности это самые важные выборы за последние 10 лет, потому что оппозиция городской команде впервые может получить в думе как минимум — блокирующий, как максимум — контрольный пакет голосов, — резюмирует политолог Михаил Коробельников.

И судьба спарринг-партнеров для реальных кандидатов или даже судьба «шутов», о чем так активно пишут наиболее язвительные СМИ Екатеринбурга, в нынешней политической системе не унизительна. Нормальные кандидаты сегодня вынуждены будут пройти через этап гарантированного проигрыша. Это неизбежный этап развития всей системы. Много разных, странных, успешных и не очень кандидатов, которые вышли в таком количестве, — вот что крайне важно. На их фоне бизнес получает широкую площадку для обсуждения своих проблем. Да, пока затертую, но уже очень значимую.