Меню

Екатеринбург потерял звание третьей рекламной столицы России. Кто виноват и что делать?

Екатеринбург сдал звание третьей рекламной столицы РФ, проиграв сибирякам. Получается, что сокращение рекламного рынка города происходит очень стремительно, говорят эксперты. И объясняют, чего ждать.

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала результаты исследования региональных рекламных рынков. Одно из ключевых изменений, зафиксированное в документе — интернет обогнал телевидение и стал самым большим сегментом рекламного пирога (203 млрд. руб. против 187 млрд.). Еще один интересный момент, который отмечают эксперты, — противостояние двух крупнейших городов страны. По итогам исследования Екатеринбург проиграл Новосибирску, который укрепил позиции на третьей ступени виртуального пьедестала королей рекламных бюджетов. Факт 2018 г.: рынок Екатеринбурга — 2 187 млн руб., рынок Новосибирска — 2 305 млн.

Объем региональной рекламы в средствах ее распространения в 2018 г.
(без учета московского регионального рекламного рынка)
Регион
Объемы рекламы, млн.руб.
 
ТВ
Радио
Пресса
Наружная реклама
Итого по 4 медиа сегментам
ВОЛГОГРАД
256
90
43
280
669
ВОРОНЕЖ
317
187
45
461
1010
ЕКАТЕРИНБУРГ
1 021
323
214
629
2 187
КАЗАНЬ
597
218
190
482
1 487
КРАСНОДАР
462
280
112
696
1550
КРАСНОЯРСК
445
212
130
575
1 362
НИЖНИЙ НОВГОРОД
763
234
125
539
1 661
НОВОСИБИРСК
815
242
271
977
2 305
ОМСК
363
137
48
370
918
ПЕРМЬ
482
159
115
359
1 115
РОСТОВ-НА-ДОНУ
476
182
21
499
1 178
САМАРА
610
171
148
597
1 526
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
4 443
1 311
655
3 170
9 579
УФА
480
148
119
429
1 176
ЧЕЛЯБИНСК
485
166
125
602
1 378
ИТОГО по 15 городам
12 015
4 060
2 361
10 665
29 101

При этом пять лет назад, по итогам 2014 г., уральский мегаполис «весил» на 528 млн руб. больше. В 2015 г. Екатеринбург опережал Новосибирск уже на 217 млн руб., в 2016 г. — на 17 млн. А по итогам 2017 г. Новосибирск впервые вышел вперед. 

Получается, что сокращение нашего рекламного рынка происходит очень стремительно. Хотя, казалось бы, внешне Екатеринбург не производит впечатления города, существенно уступающего столице Сибири. В уральском мегаполисе безоговорочно более продвинутый рекламный рынок: у нас действует не менее 98 профессиональных рекламных агентств, а 20 крупнейших образуют ассоциацию, в которую входят известные на всю страну игроки, аккумулирующие огромные бюджеты. Так как же так? — комментирует глава АКАР Урал и директор по развитию AG Deltaplan Алексей Парфун. — Здесь мог бы быть анализ экономического развития двух городов и сетования на тему «все потеряли, все пропало». Но моя гипотеза гораздо более позитивна. Екатеринбург проигрывает исключительно по причине цивилизованности местного рынка. 

Эксперт поясняет: Новосибирск вырвался вперед за счет двух сегментов рынка — прессы и наружной рекламы. При этом пресса на федеральном уровне является лидером падения: минус 12% на фоне общего роста рынка на 12%. Ее позиции давно активно занимает сегмент интернет-СМИ, который в Екатеринбурге представлен более чем качественно. Уральский город в этом замещении просто шагнул быстрее и немного дальше, убежден г-н Парфун. Вторая причина, по его мнению, — влияние мундиаля. На фоне Чемпионата мира по футболу все города, где он проходил, особенно тщательно и ответственно очистили от наружной рекламы. Были убраны незаконные поверхности, максимально сокращено присутствие наружки в историческом центре города. Стало красиво, но рынок просел, и рост цен не смог компенсировать эту разницу.  

Новосибирск не может похвастаться таким прогрессивным подходом; наружной рекламы там не просто много, а очень много. Она и приносит огромный вклад в рекламный рынок города, опережая на локальном рынке даже телевидение, традиционно сильное в регионах. Учитывая все вышесказанное, могу предположить, что в ближайшие годы ситуация может качнуться в обратную сторону, вернув Екатеринбургу третье место среди региональных рекламных рынков, — прогнозирует Алексей Парфун.

И добавляет: это будет сильно зависеть от политики администрации Новосибирска относительно наружной рекламы. Если в столице Сибири начнут наводить порядок, то неизбежно сегмент наружной рекламы сократится, уменьшив и совокупную цифру. В общем, интрига, кто станет третьей рекламной столицей страны в 2019 г., сохраняется, резюмирует эксперт.