Меню

Екатеринбург страдает комплексом третьей столицы

Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc. Последние годы я вынужден брать на себя роль реаниматора торговых и ресторанных проектов, генерирующих убытки. Начинается в

Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc.
Последние годы я вынужден брать на себя роль реаниматора торговых и ресторанных проектов, генерирующих убытки. Начинается всегда одинаково — собственник хочет продать мне бизнес, но, убедившись, что предложение ничего не стоит, а подготовка к продаже требует знаний, работы и привлечения финансов, уступает контрольную долю. Мы становимся компаньонами: он вкладывает деньги, я — свои мозги. На моих визитках написано: «Дмитрий Потапенко* — управляющий партнер». Здесь оба слова значимые, потому что технологии — это именно управление, а не здания, не оборудование и не айтишные шняги.
Таких проектов у меня несколько. Приходится много ездить — оперативное управление требует личного присутствия. Бывая в Екатеринбурге, я сравниваю его с другими городами — необязательно крупными. И делаю неутешительный вывод — бизнесу мешает комплекс провинциального города. Екатеринбургу хочется быть столицей Урала, третьей столицей России или Третьим Римом. Эти имперские амбиции давят и на местных предпринимателей, и на федеральных игроков, которые приходят сюда делать деньги.
Движимые столичным пафосом, бизнесмены Екатеринбурга вкачивают деньги в бетон. Множат деловые и торговые центры — дорогие и бессмысленные. Мне говорят: эти проекты запускались до кризиса в расчете на растущую экономику, теперь, хочешь не хочешь, надо достраивать. А я думаю, это психология наркомана — надо обязательно что-то построить: стилобат, над ним — башню этажей в 20-30 (памятник убитым инвестициям), а внизу — дорогие рестораны и магазины. Но подходящей клиентуры в Екатеринбурге мало, и эти заведения прогорают. Я бы и рад их «реанимировать», но предприниматели в Екатеринбурге пафосные и гордые. Погибнут, а прислушиваться к чужим советам не станут.
Пример из жизни. Зашел как-то утром в супермаркет «Кировский». Двери только что открыли, покупателей не было, продавцы во главе с директором толпились возле касс. Обсуждали, как лучше работать. Директор жаловалась: для большого магазина (там около 1000 кв. м) выручка мизерная, чтобы увеличить оборот, продавцы должны следить за ассортиментом — сообщать, что разбирают хорошо, а что залеживается, лишнего не заказывать и присматривать за нечистыми на руку охранниками. Тогда я подумал: магазин, где все поставлено с ног на голову, пора закрывать. Ассортиментом должен заниматься головной офис, а у сотрудников в зале две задачи — выкладывать товар и облизывать покупателей. Но супермаркет будет работать до последнего, пока федеральные игроки не свернут ему шею. Думаю, пару лет «Кировский» еще продержится, а потом его купят. Как, впрочем, и «Монетку» — она продается уже не первый год. Небольшим сетям второго эшелона проще — вместо того чтобы копировать лидеров, им нужно искать нишу. Их счастье, что Екатеринбург передавлен арендными ставками — крупные сети сюда не торопятся: они открывают гипермаркеты, ставят галочку и уходят дальше, в города с населением 300 тыс. чел., где делать бизнес комфортнее. Не случайно вторая по величине российская сеть «Магнит» начала осваивать территорию с городов области.
На федеральных компаниях столичные комплексы Екатеринбурга, впрочем, тоже сказываются — местные филиалы становятся независимыми и самодостаточными. Их магазины в Екатеринбурге заметно отличаются от московских и питерских. О «Пятерочке» и «Карусели» мне говорить проще — я там работал. И что интересно, форматы разные, а ошибки одни и те же. Главная — не­удачное местоположение. В отличие от «Ашана» и «МЕТРО», наши ритейлеры открывают гипермаркеты на улицах, перегруженных транспортом. И потом удивляются, что число покупателей не растет, а средний чек уменьшается. Добавьте к этому чересчур широкий ассортимент, завышенные цены, и вы поймете, почему российским сетям трудно конкурировать с иностранцами.
Это не значит, что свободных мест не осталось. Узкие ниши еще не разобрали. Что бы вам ни говорили, торговую сеть можно создать с нуля. У меня есть мечта — открыть сеть магазинчиков площадью 20-40 кв. м по образцу японской Seven-Eleven. Но в Екатеринбурге я этого точно делать не стану, начну с городков, где живет 100 тыс. чел. Пять лет назад я открывал магазинчики практически в деревнях. Сейчас они процветают. А города, претендующие на столичность, я обхожу стороной.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

* - выполняет функции иностранного агента