Меню

Екатеринбург страдает от дефицита вместительных конгресс-центров

Для превращения в международный конгрессный центр у Екатеринбурга есть набор площадок на любой кошелек, но не хватает вместительных конгресс-холлов. Причем строить их никто не жаждет.

Впервые о превращении Екатеринбурга в международный конгрессный центр городские власти заговорили в 2007 г. — на фоне подготовки города к приему саммитов ШОС и БРИК. В Стратегический план развития тогда внесли соответствующую программу, а к 2009 г. в Екатеринбурге построили десять новых отелей, включая Hyatt Regency. С тех пор в городе проводилось все больше крупных деловых форумов, саммитов и конгрессов: 360 в 2011 г., 382 — в 2012 г. В прошлом году их число превысило 500. Количество посетителей также выросло — со 105 тыс. в 2012 г. до 155 тыс. человек. В этом году в Екатеринбурге должно состояться совокупно 540 мероприятий.

В конце прошлого года стратегический проект по трансформации города в международный конгресс-центр обновили. В программе появились планы по качественному развитию конгресс-площадок. В частности, к 2020 г. предполагается открыть десять новых, категории A, суммарно на 6 тыс. мест, увеличить количество площадок категории B с 25 до 50 (на 10 тыс. мест) и категории С — с 24 до 40 (на 14 тыс. мест). По планам, к 2020 г. в городе будет проходить 700 мероприятий ежегодно, число их участников превысит 120 тыс., при этом каждый шестой будет иностранцем. Поездки с деловыми целями станут основным направлением развития въездного и внутреннего туризма: в среднем они будут охватывать 85% гостей города. Еще одно направление стратегического проекта — формирование кадров для профессионального рынка конгрессных услуг. По словам Светланы Гариповой, главы городского комитета по внешним связям, на базе УрФУ уже создана система подготовки кадров в области конгрессно-выставочной деятельности.

Ответы на запросы

Пионерами на конгрессном рынке Екатеринбурга были отели. Как поясняет Александр Засухин, гендиректор консалтинговой компании «Урал-Гермес», для гостиниц это был самый логичный способ диверсификации бизнеса — основу турпотока Екатеринбурга формирует деловой туризм (около 70% гостей города приезжают с бизнес-целями):

«А познавательный и рекреационный туризм — не развиты».

Неудивительно, что большинство отелей располагает конгресс-площадками. Сергей Дерендяев, эксперт гостиничного рынка, рассказывал DK.RU:

«Это хорошее подспорье, так и номера проще заполнить».

Гендиректор турхолдинга «Визит Урал-Сибирь» Оксана Трофимова-Ниденталь уточняет: большинство гостиниц города способны принять мероприятия численностью до ста человек. Но конгресс-площадки в отелях востребованы не круглый год:

«Пик — июль, когда в Екатеринбурге проходит ИННОПРОМ. В этот период конгресс-площадки загружены полностью».

Отельеры признают: последние несколько лет работать приходится в условиях жесткой конкуренции. Но, подчеркивает Марина Пичугина, директор УК USTA (объединяет гостиницы «Гранд-Авеню Отель», «Екатеринбург-Центральный», «Премьер-Отель», «Урал отель», «Московская горка», «Атлантик», «Сити-отель»), в борьбе участвует лишь несколько игроков. Так, почти треть конгресс-площадок города сосредоточена как раз в отелях USTA. Также среди лидеров — angelo Аэропорт-Отель, WTC Ekaterinburg, «Гранд холл», «Зеленая Роща» и отель «Онегин». Ольга Кадникова, руководитель отдела продаж корпоративных мероприятий angelo Аэропорт-Отель, подтверждает:

«Можно сказать, что есть устойчивый пул лидеров, между которыми в Екатеринбурге и распределяются мероприятия».

Поэтому ситуация для конгресс-отелей довольно стабильна — даже несмотря на открытие все новых гостиниц.

«Конкуренция, конечно, растет, но не в сегменте больших конференц-площадок. Здесь в последние два-три года я вообще не могу припомнить ни одного нового серьезного игрока. Отели открываются не каждый день, а масштабные конгресс-гостиницы — и не каждый год. А ввод новых площадок анонсируется заранее — можно подготовиться», — комментирует г жа Пичугина.

Расслабляться отельерам не дают УК бизнес-центров, располагающих конгрессными возможностями. В 2012-2013 гг. в городе открылось несколько таких объектов — в частности БЦ Summit, «Президент» и др. В этом году конференц-залы появились и в БЦ «Высоцкий», а в перспективе новые площадки также начнут работу в МФК Opera Tower, который строит «Атомстройкомплекс». Застройщик обещает оборудовать в высотке двухуровневое выставочное пространство на 1,5 тыс. кв. м. Также конгресс-залы планируются в башнях «Стражи Урала» и других крупных коммерческих объектах.

«Прогресс не стоит на месте, новые помещения оборудованы по последнему слову техники», — прокомментировали представители отеля «Визави».

По словам Геннадия Черных, директора PRED GROUP, технологии действительно меняются быстро:

«Но главная цель при создании конгресс-площадки в новом объекте — сделать ее не самой модной и продвинутой, а максимально удобной. Важный вопрос — где именно ее расположить. Например, в БЦ «Аврора» мы продумали зону бизнес-услуг на отдельном этаже, где разместим трансформируемые переговорные комнаты, столовую, кофейню, копировальный центр, салон красоты».

По мнению г жи Кадниковой, чтобы не выпасть из обоймы и не потерять клиентов, конгресс-площадкам нужно регулярно обновлять оснащение залов:

«Важно постоянно проводить мониторинг, общаться с заказчиками, быть в курсе их потребностей. И потом с техническим и ИТ-отделами проводить апгрейд систем в своих залах».

Марина Пичугина конкретизирует: площадка требует максимального технического обновления каждые два-три года. Интерьер стоит освежать раз в пятилетку.

«Новые технологии и современный дизайн развиваются, конечно, быстрее. Но более частое обновление экономически нецелесообразно», — комментирует г жа Пичугина.

Впрочем, бизнес-центры уступают отелям в другом: организаторам мероприятий, как правило, приходится привлекать дополнительных подрядчиков (кейтеринговые службы, поставщиков оборудования, обслуживающий персонал). В гостинице же можно и пожить, и отобедать, и провести мероприятие.

«Серьезного давления и конкуренции со стороны БЦ мы не ощущаем», — говорит Ольга Кадникова.

Однако г н Черных парирует: бизнес-центры с отелями и не соревнуются — площадки в офисниках больше рассчитаны на внутренние мероприятия арендаторов.

«В составе бизнес-центров целесообразно обустраивать конференц-площадки, рассчитанные на малые и средние события — мини-конференции, обучающие семинары и т. п. Для этого достаточно несколько переговорных комнат разной вместимости с возможностью трансформировать пространство. А площадки большего размера лучше действуют в объектах, где есть еще и гостиничные площади, и рестораны. Для событий с большим количеством иногородних участников альтернативы бизнес-отелю нет», — полагает эксперт.

У заказчиков мероприятий есть возможность использовать и площадки в вузах, дворцах культуры, театрах города. Как говорит Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, это распространенная мировая практика. По словам Максима Кокшарова, представителя Фонда развития интернет-инициатив на Урале, конгресс-залы в этих учреждениях доступны компаниям с ограниченным бюджетом, которые проводят мероприятия социальной направленности:

«С вузами, например, можно договориться провести мероприятие вообще бесплатно — но для этого его тема должна быть созвучна стратегическим направлениям учебного заведения и полезна студентам. И важно, чтобы у студентов была возможность его посетить».

В частности, участники рынка выделяют площадку УрГЭУ, где есть зал с оборудованием для синхронного перевода. Персонал этого вуза также хвалят за гибкость и оперативность, а ректорат — за отсутствие бюрократических проволочек при организации мероприятий. Г н Кокшаров надеется, что в перспективе доступных площадок станет больше — когда на Шарташе появится новый кампус УрФУ.

Успеть к успеху

При всей насыщенности екатеринбургского рынка конгрессной недвижимости эксперты признают: городу остро не хватает специализированных отдельно стоящих конгресс-центров вместимостью 350-2 000 человек. Пока требованиям масштабных мероприятий, для которых помимо набора залов нужны просторные холлы, высокие потолки, большая парковка и т. д., удовлетворяет лишь несколько площадок — отель Hyatt, ЦМТЕ и МВЦ «Екатеринбург-Экспо», который позволяет провести конгресс на 600 человек.

Эксперты убеждены: этого недостаточно, если город всерьез взял курс на превращение в событийный центр страны. По словам г на Бриля, уральскому мегаполису необходим вместительный конгрессный центр, наполненный разным функционалом. А г жа Трофимова-Ниденталь добавляет, что таких объектов требуется несколько:

«Мы недавно были оператором конференции Международного совета музеев — событие для страны уникальное, мероприятие прошло в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге. В конференции участвовали руководители самых крупных музеев мира, приехало больше 300 человек. И нам пришлось очень постараться, чтобы найти площадку, которая соответствовала бы и статусу мероприятия, и вместила бы всех участников, и была технически оснащена. Пока в городе нет мест для подобных конгрессов, говорить о его конкурентоспособности на международном уровне не приходится».

Девелоперов подобные проекты не привлекают. По словам Геннадия Черных, невыгодно:

«В строительстве отдельно стоящего конгрессно-выставочного центра бизнеса нет — площадку будет сложно заполнять круглый год. Такими вещами должны заниматься специальные компании — выставочные операторы наподобие Deutsche Messe. А в самом строительстве таких зданий должны быть больше заинтересованы местные власти».

Впрочем, этой осенью областное правительство заявило: конгрессный центр на 20 тыс. кв. м появится в Екатеринбурге уже к следующему лету — здание завершит комплекс «Екатеринбург-Экспо» и будет двухуровневым, с гардеробной на цокольном этаже. Оперативно заняться этим проектом стало необходимо: в сентябре власти КНР официально подтвердили, что страна станет партнером ИННОПРОМа в 2015 г., и запросили 20 тыс. кв. м выставочных площадей. По предварительным оценкам, стоимость проекта составит около 1,5 млрд руб. Финансировать строительство центра власти намерены с помощью Сбербанка — сейчас областное правительство ведет переговоры с его руководством. По словам Алексея Орлова, свердловского министра инвестиций и развития, конгресс-центр должен стать самоокупаемым. Еще один подобный проект намерена реализовать УГМК в рамках квартала «Екатеринбург-Сити». Но сроки ввода объекта пока не определены. Как рассказывал Сергей Ерыпалов, директор по капстроительству и инвестициям «УГМК-Холдинга», здания Сити будут возводиться этапами, причем очередность будет зависеть в том числе от внешних инвестиций. Строительство комплекса в целом может занять 10-20 лет.

Эксперты предупреждают: с такими темпами Екатеринбург может потерять уже завоеванные позиции. Как говорит г н Дерендяев, другие города-миллионники тоже активизируются на ниве конгрессной деятельности. Если несколько лет назад главными региональными конгресс-городами считались Екатеринбург, Казань и Новосибирск, то теперь к ним добавились Ростов на-Дону и Самара.

«Их власти тоже взяли курс на превращение мегаполисов в конгресс-центры. Наша администрация начала эту работу слишком поздно», — полагает Сергей Дерендяев.

И добавляет: самый серьезный конкурент для Екатеринбурга — Сочи, где к Олимпиаде было построено огромное количество гостиниц — в том числе с конгресс-площадками.

«Этот город получил прекрасный пиар во время Олимпиады — интерес к Сочи огромный. Климат там тоже не в пример лучше уральского. Думаю, Сочи в ближайшие годы оттянет часть бизнес-туристов из Екатеринбурга», — прогнозирует эксперт.

Оксана Трофимова-Ниденталь настроена оптимистичнее:

«Безусловно, конкуренты у Екатеринбурга очень серьезные: и Сочи, и Казань, и Краснодар, и обе столицы. Но наш город борется не за весь поток бизнес-туристов в России, а за его урало-сибирскую часть. Стоило бы начать беспокоиться, если бы рванули Новосибирск, Красноярск или Иркутск. Но здесь мы пока номер один».