В 2014 г. уральские бизнесмены приспосабливались к стагнации, растущим налогам, санкциям Запада и ответным мерам российского правительства. Опрос показал, что в панику никто пока не ударился.
Дистрибуция
генеральный директор ГК БЕСТ
На работе нашей компании сказался запрет на поставку в Россию продуктов из других стран. Прежде мы доставляли сыры из Украины, Прибалтики и Германии, но 90% этого импорта сегодня закрыто. Новых поставщиков нашли в Аргентине и Уругвае. И принципиально с ними уже договорились. Принять окончательное решение мешает падающий рубль. По расчетам, килограмм аргентинского сыра на полке магазина будет стоить около 500 руб. Мы не уверены, что такая цена не отпугнет покупателей.
Положительные моменты тоже есть. Эмбарго дает российским компаниям шанс потеснить иностранных производителей. До сих пор наш завод «Бест‑Ботлинг», разливающий питьевую, минеральную и газированную воду, работал на импортном оборудовании, а в этом году мы решили установить линию российского производителя. Оборудование современное и вполне конкурентоспособное. Труднее найти замену сиропам для газировки, которые мы везли из Америки, Германии и Франции.
Арбитражное управление
президент НП «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих»
На рынке услуг несостоятельности самая жгучая тема — низкая квалификация и переизбыток арбитражных управляющих. Такое положение не устраивает никого — ни заказчиков, ни государство, ни профессионалов. Отвечая на жалобы, государство в 10 раз увеличило санкции за нарушения при банкротстве. Хотя статистика говорит, что подтверждается лишь 22% поданных жалоб и 70% нарушений — малозначительные. В июле 2014 г. правительство выпустило распоряжение — «дорожную карту» по реформированию законодательства о банкротстве. Принципы эффективного банкротства — небольшой срок, прозрачность и дешевизна — сформулированы верно. Но добиваться цели хотят чистым администрированием. А как же СРО?
В июле в Госдуме РФ прошли первые слушания предложений Российского союза СРО арбитражных управляющих по реформам законодательства о банкротстве. Их подготовили два года назад! Заявленная цель — та же, что и в «дорожной карте» — эффективное банкротство, но идеи более конкретные. Скажем, если управляющий исключен из своей СРО по нереабилитирующим основаниям, в другую он не попадет три года! Численность арбитражных управляющих может снизиться вполовину! Останутся сильнейшие, кто способен зарабатывать не только деньги, но и репутацию. Осталось депутатам этот закон принять!
ИТ
Давыдов
председатель совета директоров NAUMEN
Одно полезное дело законодатели уже сделали — с начала 2014 г. льгота 14‑процентных социальных взносов распространилась на софтверные компании с числом работников от семи человек. Это сильно упростило оформление стартапов: исчезла необходимость держать программистов в сторонней компании со льготой (имеющей в штате более 50 человек). Обсуждаются две новации импортозамещения. Первая вполне очевидна — госкомпаниям могут запретить покупать иностранный софт, если не менее двух отечественных фирм предлагают аналогичный продукт. Так как конкурентами наших разработок уже много лет остаются американские компании (Avaya, Cisco, HP и др.), то мы, конечно, сможем получить серьезный рост продаж. Другая новация, о которой идут разговоры в правительстве, уже не бесспорна. Финансировать разработки импортозамещающих продуктов хотят за счет дополнительного налога на продажи — от 10%. Я уже с полгода предлагаю создать российского глобального вендора (владельца и поставщика широкого спектра корпоративных продуктов), который со временем составит конкуренцию американским глобальным вендорам. Вопрос финансирования такого вендора наверно можно решить за счет налога, но как реализовать такой проект, пока неясно.
Складская и транспортная логистика
генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт»
В бизнесе ГК «Оборонснабсбыт» два основных направления: управление коммерческой недвижимостью (складской комплекс и ТК «ДОКЕР») и транспортная логистика (контейнерный терминал C.I.T.). Законодательные инициативы и значимые события 2014 г. отразятся на них по‑разному.
Прежде всего из‑за санкций ЕС ужесточились условия внешнего финансирования российских банков. Теперь и нам труднее получить займы для развития и текущей деятельности, а процентные ставки растут. И для девелоперов, и для арендаторов ситуация остается непростой.
В отличие от коммерческой недвижимости, контейнерный терминал C.I.T., осуществляющий контейнерные мультимодальные перевозки, от эмбарго может выиграть. Прежде большая часть товаров из стран ЕС поставлялась через Москву и Петербург, сейчас логистические схемы меняются. Вполне возможно, что поставки пойдут с Дальнего Востока и юга России. При росте грузопотока с Дальнего Востока для поставщиков и заказчиков выгоден переход на железнодорожный транспорт. Транссиб проходит через железнодорожную станцию Кольцово, к которой у контейнерного терминала C.I.T. есть собственные подъездные пути. Поэтому у КТ C.I.T. есть шанс стать крупным перевалочным пунктом контейнерных грузов между восточной и западной частями России.
первый вице‑президент Инвестиционной компании «AVS Group»
Для автотранспортных компаний законодательных новшеств было немного. С июля 2014 г. начали действовать штрафы за отсутствие тахографов для грузовиков массой более 15 т, предназначенных для междугородных перевозок. Тахограф — это устройство, непрерывно регистрирующее скорость движения, пробег, время работы и отдыха водителей. Очередь малотоннажных машин настанет в 2015 г. Пока особых изменений не произошло — серьезных санкций за отсутствие тахографов нет, а тарифы и условия перевозок не изменились. В следующем году ясности будет больше.
В сфере международных перевозок таможенные органы весь год решали, как быть с экспресс‑доставкой посылок для частных лиц. Прежде всего речь идет о покупках в иностранных интернет‑магазинах, отправляющих посылки весом до 30 кг и стоимостью до $1 000. Оформлять такие сборные грузы непросто — обычно они включают 300‑400 мест. И вот в ближайшее время ожидается принятие законодательного акта, который определит, что за доставку одной посылки нужно брать 500 евро.
Ресторанный бизнес
директор шотландского паба «Доктор Скотч»
За этот год оборот ресторанного бизнеса в России упал на 20‑30%. В такие времена проще ресторанам, которые предлагают самую дешевую и самую дорогую еду. Наше заведение работает в среднем ценовом сегменте и уже почувствовало, что число посетителей сократилось, а средний чек стал меньше. Думаю, что наряду со стагнацией причин тому две — федеральный антитабачный закон, запрещающий курить в ресторанах, и отказ от иностранных продуктов.
К сожалению, владелец заведения ограничен в своих действиях. Если посетитель закурит, я не могу отказаться его обслуживать. При этом контролирующие органы готовы штрафовать заведения на 90 тыс. руб. Запрещая что‑либо, необходимо предусматривать альтернативу — помещение для курящих или вытяжки над столами, как в Японии. Но у нас об этом не думают.
Многие иностранные продукты, которых в одночасье не стало, — прежде всего сыры, рыбу и мясо — заменить нечем. Нам говорят, что через полгода российские заводы будут выпускать пармезан, но этот сыр зреет минимум восемь месяцев. Лосось подорожал вдвое, мясо — в 1,5 раза. Все это сказывается на себестоимости блюд. О растущих ценах на напитки я уже не говорю. Чтобы не отпугивать гостей, мы вынуждены отказываться от части прибыли.
Беда в том, что санкции ЕС направлены на отдельные отрасли и госкорпорации, а ответные меры оборачиваются против нас. Прогнозы неутешительные. Думаю, в ближайшее время ничего не изменится — бюджетникам уже начали сокращать зарплаты.