Если пролистать подшивки «ДК» рубежа 1990-2000-х гг., можно найти массу материалов о зарождающемся рынке веб-разработки. Тема качественных сайтов была номером один. Все возвращается на круги своя.
Сегодня позиция сайта компании в результатах поискового запроса оказывает значительное влияние на ее финансовый результат. Верхние строчки являются предметом острой борьбы, а качество самого сайта — предметом гордости, констатируют опрошенные «ДК» эксперты.
Точного определения качественного сайта нет. Это всегда совокупность субъективных факторов, воспринимаемых тремя сторонами — владельцем, посетителем и поисковой системой. Алексей Уфимцев, коммерческий директор компании «СайтАктив», отмечает, что критерии примерно схожи, однако у поисковика они «осознаны и оцифрованы», а у двух других сторон — на уровне эмоций.
Пользователи решают
Мнение посетителя — самое главное, продолжает г-н Уфимцев:
«Его оценка (в виде поведенческих факторов) имеет непосредственное влияние на попадание сайта в топ поисковика, а значит, и на доходы владельца. Если сайт удобен, информативен и предсказуем, то, как минимум, посетитель на нем задержится и, скорее всего, совершит целевое действие в виде звонка, отправки заявки и пр.».
С точки зрения владельца, самый распространенный критерий: «нравится визуально — значит качественно». Правда, на деле это оказывается не всегда так. Алексей Уфимцев:
«Качественный сайт — это, скорее, экономическое понятие. Показатель того, зарабатывает ли сайт те деньги, на которые рассчитывали, или нет. Не все заказчики это понимают и принимают, но, должен отметить, таких — все больше».
По мнению Павла Баранчикова, директора Digital-агентства IPG, качественный сайт должен быть четко ориентирован на свою целевую аудиторию и решение ее конкретных задач:
«Сайт должен иметь удобный пользовательский интерфейс, простую навигацию, продуманные алгоритмы взаимодействия с пользователями, качественный дизайн и, конечно, понятный уникальный контент. Он должен быстро работать и быть одинаково удобным для взаимодействия на любых устройствах, которые чаще всего использует ЦА. Также у качественного сайта должны быть правильно настроены метрики для анализа поведения пользователей и измерения конверсии с целью его непрерывного улучшения».
Поисковые системы оценивают четыре основных показателя. Во первых, возраст сайта. Во вторых, технические составляющие — чистоту исходного кода, корректную структуру заголовков, наличие изображений, видео, таблиц и пр. В третьих, все рекомендации для асессоров — сотрудников поисковиков, которые в ручном режиме по огромному чек листу проверяют сотни сайтов ежедневно. И, в четвертых, удовлетворение запроса посетителя. Г-н Уфимцев:
«Если, по мнению поисковика, посетитель, пришедший по запросу, ведет себя как заинтересованный и получает ответ на свой запрос, — то сайту будет «комплимент» от поисковика в виде дополнительного «+» при сравнении его с другими сайтами и определения его места в выдаче».
Екатерина Трефилова, директор регионального офиса компании Roso Group, полагает, что простота — залог успеха, и это касается каждой стороны сайтостроения.
«Сделать сайт простым, пожалуй, самая сложная задача при проектировании. Заказчик, как правило, хочет увидеть на своем сайте гигабайты информации, текста и картинок. Главная задача разработчика — глубоко погрузиться в бизнес процессы клиента, сделать сайт простым и понятным в первую очередь для пользователя. Именно поэтому заказчику и исполнителю важно достигнуть понимания и доверия на самом старте», — отмечает она.
Проектирование — это командная работа, продолжает г-жа Трефилова:
«Так, в нашей компании в состав проектной команды входят: проект менеджер, арт директор, руководитель отдела разработки и контент менеджер. Каждый отвечает за свой блок и на выходе, после многочисленных мозговых штурмов, получается, с одной стороны, проект, который отвечает ожиданиям клиента, а с другой — продукт, который разработчику не будет стыдно отметить своим копирайтом».
По словам г-на Баранчикова, проектирование сайта ложится на плечи специалистов в области UX (User Experience — англ., пользовательский опыт):
«UX специалист, с одной стороны, определяет цели и задачи сайта, с другой — цели и потребности пользователей. И его задача — в том, чтобы подружить их между собой. UX специалист — отчасти психолог, он должен понимать различные способы взаимодействия пользователя с продуктом. UX — это способ мышления, алгоритмический и аналитический».
Для начала производятся исследование и анализ предметной области, изучаются аудитория и цели проекта, конкурентная среда. Это могут быть «полевые исследования» или опросы в форме личной беседы. Далее — на основе собранных данных начинается проектирование схем взаимодействия и пользовательских интерфейсов. На выходе — интерактивный прототип будущего сайта, удобство которого можно протестировать на реальных пользователях из целевой группы.
«Зачастую важность работы UX специалиста игнорируется и занижается, однако она существенно влияет на успешность проекта в целом. Такие люди нужны любому проекту, особенно в начальной стадии, — продолжает Павел Баранчиков. — Бывает и так, что процесс проектирования интерфейсов приводит к изменениям в уже существующих бизнес процессах компании, с целью облегчить жизнь пользователям».
Не все средства хороши
Задача заказчика предельно ясна — конвертировать разовых клиентов в постоянные. Условно: «заплатить» за привлечение клиента только один раз и дальше извлекать прибыль из этого контакта. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать комплекс инструментов продвижения, рекомендует Алексей Кулаков, генеральный директор Digital-агентства JetStyle:
«Универсальных решений нет. Мы погружаемся в бизнес нашего заказчика, делая упор на понимание его бизнес процессов и задач. Нам нужно четко представлять, кто является целевой аудиторией, в какой ситуации они обращаются за его решениями, что для них важно, что поможет им принять решение, а что, наоборот, навредит. Узнав это, мы можем предложить такие рекламные инструменты, которые сработают».
Ключевыми г-н Кулаков называет инструменты, позволяющие максимально точно определить целевую аудиторию и таргетировать рекламный посыл в соответствии с ее актуальными потребностями: ретаргетинг, реклама в социальных сетях и e-mail маркетинг.
Инструменты продвижения различаются и по времени отдачи, добавляет Алексей Уфимцев:
«Быстрый (но достаточно дорогой) способ — это контекстная реклама: дает отдачу через 2 3 дня после запуска и, обычно, в виде приличного числа заявок. Не стоит забывать и о классическом SEO продвижении, с отдачей через 3 5 месяцев. Менее затратный вариант — социальные сети. Он хорошо подходит для компаний, работающих в сфере FCMG (товары и услуги повседневного спроса). В промышленность к этим инструментам добавляется работа с порталами, размещение прайсов и наработка узнаваемости компании в средне и долгосрочной перспективе».
Между тем, в конце 2013 г. «Яндекс» изменил принцип ранжирования сайтов в поисковой выдаче. Если раньше использовался принцип ссылочного ранжирования, то теперь при поисковом запросе не будут учитываться ссылки на сторонних ресурсах. Пока изменения в «пилоте» введены только в Москве. В «Яндексе» эти меры называют, в том числе, борьбой с «черным» SEO. Эта информация вызвала закономерные волнения, как в ИТ компаниях, так и среди их клиентов. Однако эксперты уверены: изменения не критичны.
«Яндекс» любит сайты с минимальным объемом рекламы, с понятной структурой и уникальными текстами, — комментирует Екатерина Трефилова. — Если ваш сайт не отвечает этим требованиям, его всегда можно переработать с точки зрения современных требований пользователей и поисковых систем».
Поведенческие факторы выходят на первый план, отмечает Алексей Кулаков:
«Логика развития поисковых систем направлена на поддержку тех ресурсов, которые на самом деле нужны пользователям. Поэтому надо насыщать сайты интересным содержанием и грамотно встраивать их в пользовательские сценарии. В этом и кроется секрет успешного продвижения интернет проекта в новых реалиях».
Таким образом, эффективность поисковой оптимизации будет все более тесно связана с качеством разработки сайта и качеством контента.