«Российские «облака» — это уральские «облака». Три компании из Екатеринбурга вошли в ТОП-25 лидеров рынка, при этом первую строчку занимает уральский бизнес, в разы превосходящий конкурентов.
CNews Analytics выпустило исследование рынка облачных технологий в России, по данным которого три екатеринбургские компании вошли в ТОП-25 лидеров рынка. При этом по сумме выручки они обогнали столичных игроков — за счет СКБ Контура, опережающего ближайших конкурентов в разы.
Первое место в рейтинге с огромным отрывом от конкурентов занимает компания СКБ Контур, по данным исследования выручка от оказания услуг SaaS по итогам минувшего года включая НДС составила почти 7 млрд руб. (у компании, занимающей второе место — 1,8 млрд руб). При этом за год ее объем вырос на 27% по сравнению с итогами предыдущего периода. Штаб-квартира компании располагается в Екатеринбурге, возглавляет бизнес Дмитрий Мраморов.
Еще две компании на порядок остают от известной уральской фирмы, однако они могут похвастаться очень серьезным ростом показателя выручки от «облачных» сервисов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Так на 17 месте разместилась компания Artsofte, которая впервые попала в этот список. Ее показатель выручки составил 45 млн руб., что на 125% больше, чем в 2014 году. «Облачные» сервисы составляют примерно 40% в общем объеме выручки компании. Этой уральской фирмой руководит Николай Адеев.
Ближе к концу рейтинга, на 24 месте, находится компания SkyDNS, котороя тоже оказалась в нем впервые. Несмотря на скромные по сравнению с лидерами объемы выручки — порядка 21 млн., компания уточнила, что этот показатель вырос на 53% по сравнению с 2014 г. Руководитель бизнеса — Дмитрий Вострецов.
По оценкам организаторов исследования, в то время как глобальный ИТ-рынок пребывает в стагнации, сегмент облаков продолжает развиваться высокими темпами. По данным Gartner, в 2016 г. облачный рынок вырастет на 16,5% — с $175 млрд до $203,9 млрд. Примерно такую же динамику предсказывают аналитики IDC: по их мнению, глобальные траты на публичные облачные сервисы в 2016-2019 гг. будут расти на 19,4%, что в шесть раз опережает динамику мирового рынка ИТ. В общей сложности в 2015 г. на сервисы из облаков было потрачено $70 млрд, а в 2019 г. этот показатель превысит $141 млрд, утверждают в IDC.
Как отмечается в аналитической записке, приложенной к рейтингу, рост доверия к облакам и осознание их экономической выгоды характерны для всего мира, включая Россию. Кроме того, на отечественном рынке дополнительным стимулом для перехода в облако является кризис, который заставляет бизнес повышать эффективность и сокращать издержки.
«Почти все компании секвестировали инвестиционные бюджеты в последние два года. Проектов по строительству собственных ЦОДов и/или массированных закупок серверного оборудования в России стало меньше. С другой стороны, клиентам по-прежнему нужно запускать новые проекты. Под эти проекты, в свою очередь, требуется оборудование. Поскольку оно не всегда есть в распоряжении, приходится арендовать уже готовую ИТ-инфраструктуру», — констатирует руководитель департамента облачных технологий Softline Леонид Аникин.
Темпы роста российского рынка облаков составляют, по разным оценкам, от 20% до 35% в год в рублевом исчислении.
«Российский рынок облачных услуг, как недостаточно зрелый, демонстрирует рост в 25–30% ежегодно. Мы согласны с большинством аналитиков, которые в 2015 г. оценили российский облачный рынок в 16-18 млрд руб. В ближайшие три года он будет прибавлять по 20–25% ежегодно», — полагает эксперт «Манго Телеком» Андрей Козловский.
По данным IDC, более 40% выручки облачным провайдерам приносят предприятия малого и среднего бизнеса с численностью менее 500 сотрудников. Казалось бы, с этой точки зрения у России должны быть отличные перспективы, так как на август 2016 г. в стране насчитывалось более 4 млн коммерческих юридических лиц, а также более 4 млн зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, на сегмент СМБ приходится на более 20–30% выручки, согласно мнению опрошенных CNews провайдеров облачных решений. Причина заключается в более тяжелых условиях ведения малого бизнеса, и, как следствие, его низкой платежеспособности.