Конкуренция на телекоммуникационном рынке окончательно перешла из ценовой плоскости в качественную. Изменились и приоритеты потребления: провайдеры и операторы мобильной связи видят новые зоны роста.
Рынок интернет-провайдинга
Екатеринбургский рынок интернет-провайдинга заканчивает 2014 г. уверенно: ценовые гонки и демпинговые войны остались в далеком прошлом, конкуренция перешла в плоскость качества, а сам рынок еще не насыщен.
«Отрасль пришла к цивилизованной конкуренции естественным путем: ценовые войны ни к чему хорошему, кроме недовольства абонентов к качеству услуг, не привели. Теперь участники рынка если и опускают цены, то разве что на время промо-акций при подключении новых домов», — отмечает Илья Васкецов, коммерческий директор «АКАДО-Екатеринбург».
И добавляет: даже если b2b-сектор в условиях экономической стагнации просядет, рынок компенсирует потери за счет b2c. Предпосылки к этому есть — главным трендом уходящего года стало увеличение потребления дополнительных сервисов и опций, что, в свою очередь, повышает средний чек.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни, по сути, необходимой каждому коммунальной услугой — наравне с водоснабжением, электроэнергией и т.д. Сеть становится полноценным аналогом многих информационных и культурных продуктов — например, газет и кинотеатров. Отчетливо этот тренд проявился еще в кризис 2008-2009 гг., когда люди срезали свои досуговые затраты, но от интернета не отказались. В интернете они получали те же новости, смотрели те же фильмы, но денег тратили меньше. Цифровое телевидение, которое у большинства провайдеров поставляется в одном пакете с интернетом, сегодня на равных конкурирует с контентом операторов спутникового телевидения — и по количеству каналов, включая HD, и по качеству сигнала.
Между тем рынок еще не насыщен — уровень проникновения широкополосного доступа в интернет в Екатеринбурге, по разным оценкам, составляет от 75% до 85%. Отдельная зона роста — города-спутники и коттеджные поселки. В b2c-секторе наша компания ежегодно прирастает на 20%, как по выручке, так и по клиентской базе. Такие же результаты рассчитываем получить и по итогам 2015 г.
В следующем году на рынке ожидается рост среднего чека — за счет увеличения потребления новых сервисов. Период тестирования дополнительных возможностей, от родительского контроля до заказа фильмов, сменился регулярным использованием — такие сервисы и опции стали нормой. Подорожание тарифов на основные услуги не превысит уровня инфляции, порядка 7-10%. Учитывая и без того демократичные цены, эти изменения будут некритичными.
На рынке b2b иная ситуация: в случае усиления кризиса он будет неизбежно сокращаться. Но до нуля не сократится даже при самом худшем раскладе. Именно поэтому мы не собираемся замораживать строительство новых сетей в деловой части города. В 2014 г. «АКАДО-Екатеринбург» удвоил количество абонентов-юрлиц — до 2 тыс. В 2015 г. рассчитываем нарастить клиентскую базу еще вдвое. Для этого мы разработали специальные антикризисные предложения, которые позволят нам не снижать ценник, а абонентам — получать дополнительные услуги (видеонаблюдение, облачная телефония и др.) за те же деньги.
— Валютная нестабильность добавит провайдерам затрат
До сих пор все расчеты провайдеров с поставщиками оборудования производились в рублях. Но появляется информация о том, что поставщики хотят привязать контракты на 2015 г. к доллару и евро. Нестабильность на валютных рынках за последние месяцы уже добавила до 10% расходов за счет логистики. Валютные контракты будут крайне невыгодны. Скорее всего, провайдеры станут искать новых или договариваться с прежними поставщиками о фиксации курса. И поскольку конкурентная ситуация не позволит зашить в тарифные планы увеличение капитальных и операционных затрат, участники рынка уделят пристальное внимание вопросам внутренней эффективности. И это, в принципе, неплохо — именно форс-мажоры позволяют выявить слабые стороны бизнес-процессов.
Контракты с поставщиками контента — цифровых телевизионных каналов — напротив, в большинстве своем валютные. Переговоры о фиксации курса уже начался — и о массовом отключении вещания речи, конечно, не идет. Но ситуацию осложняет вступление с 1 января в силу поправок в рекламное законодательство, запрещающих трансляцию рекламы в платных сетях. Впрочем, реальные изменения на телевизионном рынке вряд ли произойдут раньше весны или лета — пока еще не определены штрафные санкции по отношению к нарушителям.
Рынок мобильной связи
Стагнация в экономике не повлияла на телекоммуникационную отрасль: уровень потребления услуг и продажи SIM‑карт сохраняется прежним, и спад в ближайшие годы не прогнозируется.
«В России одни из самых низких цен на связь в мире, сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина, и по опыту ситуации 2008 г. можно сказать, что на ней экономить не принято. Средний чек на услуги связи составляет порядка 300 руб. — это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить», — объясняет Сергей Кузьмин, директор МТС на Урале.
Именно низкие цены в совокупности с эффективным развитием услуг передачи данных позволяют сохранять позитивный тренд развития рынка, отмечает он.
Одним из наиболее позитивных событий для телекоммуникационной отрасли в Свердловской области в 2014 г. стало развитие технологий «четвертого поколения». На LTE‑рынок вышел ряд новых операторов. Технология стала эффективным инструментом устранения цифрового неравенства на удаленных территориях в силу того, что скорость передачи данных в сети 4G сравнима со скоростью фиксированного интернета.
Мобильный интернет становится все более востребованным. На текущий момент спрос на такие сервисы растет настолько стремительно, что уже в перспективе трех‑четырех лет передача данных может стать основной услугой сотовой связи в России. Только в Свердловской области потребление мобильного трафика в нашей сети выросло в 2,5 раза за два года. Как следствие: переход конкуренции из ценового сегмента в плоскость качества сервисов.
Еще один плюс года — борьба со спамом вышла на законодательный уровень. Были приняты поправки в закон «О связи», направленные на борьбу со спам‑рассылками. Еще до вступления в силу поправок операторы пытались перекрыть этот поток, но сталкивались с ограничениями. Одна из основных — правовая трудность отказаться от рекламы, на получение которой абонент сам дал согласие. Так, оставляя свой номер телефона на интернет‑сайтах или в магазинах, клиент нередко получал от них назойливые предложения. При этом процедура отписки от рекламы была не всегда удобна — нужно было обращаться с заявлением напрямую к тому, кто рассылает рекламу. С принятием поправок в законодательство проблема отказа от получения рассылок решилась радикально. В МТС действует комплексная программа по противодействию мобильному мошенничеству. Только за последний год объем спама, поступающего в сеть МТС, упал в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем вчетверо.
— Услуга MNP оказалась невостребованной
Одной из неоднозначных инициатив 2013‑2014 гг. стало внедрение услуги MNP: переноса номеров от одного оператора к другому. Участники российского рынка были вынуждены в короткий срок протестировать и запустить технически сложный сервис, требующий больших инвестиций и слаженной работы разных сторон, вовлеченных в процесс. Например, в странах Европы такой сервис внедрялся в течение двух лет. Еще до момента запуска MNP операторы прогнозировали невысокий спрос на данную услугу, и по итогам первого года мы видим, что, несмотря на шумную пиар‑компанию, которая сопровождала запуск этого сервиса, он не пользуется популярностью среди абонентов. Доля абонентов, воспользовавшихся MNP, не превышает 0,7% от всех новых клиентов сотовых сетей. Количество уральских абонентов, пожелавших сменить оператора, очень незначительно и не влияет на показатели естественного притока абонентов, связанного с вводом новых услуг или тарифов.
Читайте также на портале DK.RU:
Итоги 2014 г.: уральским банкам придется корректировать бизнес-модели
Санкции ограничили банки в выходе на зарубежные долговые рынки, волатильность рубля — заставила поднять ставки по кредитам и депозитам. В 2015 г. банковская розница существенно сузится. Итоги года в банковской отрасли подводит президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев.
Итоги 2014 г.: уральским лизинговым компаниям стало выгоднее работать с МСБ
Нестабильность экономики сыграла на руку лизинговым компаниям: автомобили стали самыми востребованными предметами сделок. Реалии могут заставить участников рынка сконцентрироваться на работе с МСБ. Итоги года в сфере лизинга подводит Андрей Истомин, генеральный директор компании УРАЛЛИЗИНГ.
Итоги 2014 г.: рынок жилья подмораживает, офисы продолжают расти
Процветавший в течение года в регионе рынок нового жилья к декабрю сбавил темпы развития: застройщики сокращают планы ввода в 2015 г. Но строительство офисов продолжится ударными темпами. Итоги года в сфере недвижимости подводят Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», и Алексей Клименко, генеральный директор УК RED.