На Урале растет количество заведений, экспериментирующих с крафтовым пивом. За счет девальвации варить его стало выгоднее, чем покупать иностранное пиво, хотя у рестораторов есть и другие мотивы.
Вслед за уральской пивоварней Jaws Brewery, расположенной в Заречном, за эксперименты с крафтовым пивом взялись и другие заведения. Первую партию напитка изготовили в пивоварне Ural’s Custom Brewery для заведения The Yankee Bar, рассказал DK.RU совладелец обоих компаний Иван Подузов. Сейчас посетители несколько устали от обычного пива, которое продается во всех местах, поэтому было решено варить свое, объясняет он. К тому же, если сравнивать крафтовое пиво со стандартным, первое будет доступнее — в зависимости от сорта и места продажи.
«На самом деле варить свое пиво сегодня нам дешевле, так как мы и производитель, и продавец. Но если же завтра придет представитель другого заведения, то для него оно будет дешевле, чем зарубежное пиво. Может, громко сказано, но это позиция импортозамещения. Конечно, если сравнивать с «Жигулевским», то оно будет дороже, но если брать настоящее иностранное пиво, то дешевле», — говорит ресторатор.
Производство позволит обеспечить собственный бар и еще несколько заведений — с отработкой рецептуры и технологий при выходе на планируемую мощность объем возрастет. Размер инвестиций в пивоварню г-н Подузов не раскрывает.
С началом девальвации пиво существенно подорожало, продолжает он. Все ингредиенты, за исключением пробки, бутылки и воды: дрожжи, солод и хмель — иностранные и покупаются за валюту.
«Разумеется, это повлияло на стоимость, но пока производить можно и сегодня мы можем обеспечить более выгодную цену. Хотя мы шли не от ценового фактора, а начали думать о производстве еще раньше, до всех событий в экономике: нам интересно варить свое пиво», — рассказывает г-н Подузов.
Рост цен на пиво отмечают и представители других заведений, особенно это сказывается на импортных напитках:
«Примерно с 20 декабря импортное пиво стало дороже на 30%, отечественное — на 10%. Сейчас мы внедряем систему лояльности к посетителям, чтобы удержать их: если человек пьет хорошее пиво, то он не перейдет на более низкий сорт. Для нас собственная пивоварня неактуальна, поскольку мы больше алкогольно-коктейльное заведение, а не пивной паб», — сказала DK.RU управляющая сетью баров XXXX Татьяна Давыденкова.
Впрочем, интерес посетителей к крафтовому пиву растет: в целом люди в большей степени интересуются каким-то другим продуктом, качественным и необычным, говорит Иван Подузов. Среди заведений же есть те, которые целенаправленно ищут крафтовое пиво, а есть те, кто пытается найти замену подорожавшему пиву: к примеру, если раньше его покупали его по 200 руб. за литр и продавали по такой цене кружку объемом 0,5 литра, то сейчас поставщик может предупредить его о росте цен до 300 руб. за литр. В такой ситуации заведению нужно делать выбор: либо повышать цену (а доходы людей снижаются), либо снижать выручку, резюмирует ресторатор.
Впрочем, рынка крафтового пива как такового в России еще нет. Есть несколько сообществ энтузиастов — одни варят, другие продают. Ранее г-н Подузов отмечал, что на формирование рынка уйдет еще 2-4 года. Пока же даже точную долю крафта в общем обороте пива в России никто не подсчитывал. Иван Подузов говорит, что в России крафт продают около двадцати пивоварен средней мощностью до 20 т в месяц каждая. Таким образом, по грубым подсчетам, они производят до 400 т в месяц. Капля в море 100 млн декалитров пива, которые, по данным Росалкогольрегулирования, ежемесячно продавались в России в 2013 г.
Игорь Елсуков, управляющий пивоварни Jaws Brewery говорил, что торговый оборот его компании формируют московские, петербургские и местные заказы, и объемы выпуска выросли с первоначальных 30 т в год до 15 т в месяц. Этого не хватит, чтобы удовлетворить растущий спрос, отмечал он, поэтому в течение трех лет Jaws Brewery планирует выйти на оборот в 100 т в месяц.