«Сумма облигационных займов составит 2 млрд руб. Их цель — создать на базе ЕМК пищевой холдинг, в который войдут предприятия по производству растительного масла и зерновое направление. Суммарный об
«Сумма облигационных займов составит 2 млрд руб. Их цель — создать на базе ЕМК пищевой холдинг, в который войдут предприятия по производству растительного масла и зерновое направление. Суммарный оборот холдинга к 2007 г. должен достигнуть 3 млрд руб.», — поясняет Олег Быков, председатель совета директоров ЕМК. Руководство мясокомбината планирует повысить свою долю на местном рынке и вывести продукцию на федеральный уровень.
По мнению экспертов, эта задача для ЕМК сейчас актуальна. Как рассказал Игорь Тюфяков, бывший начальник департамента маркетинга и рекламы ЕМК, еще несколько лет назад предприятие было практически монополистом на екатеринбургском рынке. Но с 2000 г. стремительными темпами — по 10% в год — теряло свою долю. Если 7-10 лет назад она равнялась 65%, то теперь, как оценивает Дина Шевченко, PR-менеджер ЕМК, — не выше 20%. Хотя ЕМК и остается в числе лидеров. Сергей Емельянов, председатель Областного мясного союза, гендиректор ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус», сообщил, что три игрока мясного рынка — «Хороший вкус», ЕМК и «Черкашин & партнер» — занимают сейчас одинаковую долю — 16-20%. Причины потери доли рынка Екатеринбургским мясокомбинатом г-н Тюфяков видит в ошибочной маркетинговой политике: «В колбасе сократили содержание охлажденного мяса в пользу глубоко замороженного, что незамедлительно сказалось на качестве их продукции. Прежнее руководство ЕМК считало обоснованным специально держать цены на 10% выше, чем у конкурентов — «Черкашина» и «Хорошего вкуса». Сочетание понижающегося качества и роста цен оказалось критичным. По мнению г-на Тюфякова, если бы ЕМК не начал терять долю сам, совершая ошибочные действия, никому из конкурентов не удалось бы ее отобрать — настолько крепкими были его позиции и высокая приверженность потребителей. Причем, подчеркивает г-н Емельянов, значительная часть рыночной доли ЕМК ушла к производителям из других регионов.
Сейчас, по данным пресс-службы ЕМК, ситуация на предприятии «исправляется»: выручка от продаж увеличилась за 2005 г . на 14%, а прибыль — на 45%. Как сообщил Олег Быков, до 2008 г . ЕМК потратит 270 млн руб. на модернизацию производства, 250 млн руб. — на развитие сырьевой базы и 90 млн. руб. — на продвижение. Сергей Емельянов считает привлечение непрофильных активов разумным решением и допускает, что новые направления деятельности могут оказаться даже прибыльнее. Но действия ЕМК, подчеркивает он, составят конкуренцию ввозимым из других регионов продуктам, а на позиции местных игроков не повлияют. Оценивая изменения маркетинговой политики, Игорь Тюфяков полагает, что выход на федеральный уровень будет успешным. «Для федерального уровня бренд «ЕМК» слаб, но на мясном рынке качество продукта важнее бренда. Кстати, логотип ЕМК похож «на некоторые другие», в том числе московские, и такое «смешение» пойдет на пользу в момент выхода на столичный рынок», — подчеркивает г-н Тюфяков.
По оценке Мясного союза России, объем отечественного рынка равен около 8 млн т в год, Свердловской области — около 260 тыс. т, Екатеринбурга — 70 тыс. т. В пресс-службе ЕМК убеждены, что потенциал развития у рынка есть, поскольку спрос и потребление ежегодно повышаются. Если в 2000 г. уровень потребления мяса достигал 40 кг в год на 1 жителя РФ, то теперь — 55- 60 кг. Как прогнозируют специалисты Мясного союза России, средний уровень потребления мясной продукции может дойти до 70 кг на человека. В перспективе усилится и конкуренция, частично за счет появления малых производств. Она будет идти на региональном уровне, потому что, как пояснил Олег Быков, «лидеров в федеральном масштабе в России не существует».
Текст: Марина Промышленникова. dk@apress.ru