Меню

Екатеринбургский стартап Bizerra.ru планирует привлечь $1-2 млн инвестиций

Екатеринбургский стартап Bizerra.ru, выращенный в компании Artsofte, обещает облегчить жизнь риэлторам. Рынок большой – 10 тыс. агентств недвижимости в РФ. И всего один конкурент. Кто снимет сливки?

Екатеринбургская компания Artsofte претендует на звание кузницы кадров для стартапов. Проблема «воспитания» предпринимателей из сотрудников «материнской» компании (которую, например, не удалось решить Сергею Вахонину в ACS) здесь, похоже,  ребром не стоит. Так, в начале 2013 г. выделившийся в отдельную компанию стартап BalaLIKEa привлек инвестиции посевного фонда RedButton Capital, а в июле клиентом сервиса стал федеральный техноритейлер «Белый ветер ЦИФРОВОЙ». Другой стартап, который выращивается в Artsofte, – SaaS-сервис для автоматизации работы риэлторов и агентств недвижимости Bizerra.ru. Он не менее амбициозен. «ДК» встретился с Даниилом Байгозиным, CEO Bizerra.ru, и расспросил его об истории создания сервиса, конкуренции и планах на будущее.

Какие инструменты может предложить риэлторам сервис Bizerra.ru?

– Если смотреть объективно, то рынок недвижимости в России сегодня является одной из самых нестандартизированных и неавтоматизированных отраслей. При этом рынок большой: мы проводили оценку рынка, которая показала, что в стране работает около 10 тыс. официальных агентств и 50 тыс. риэлторов. Есть небольшие компании, а есть такие, которых я условно называю гигантами. У последних – самостоятельно разрабатывают и внедряют системы для автоматизации работы. А маленькие игроки работают по старинке: нет единой базы объектов, риэлторы проделывают много рутинной работы по сбору информации об объекте и подготовке к публикации, условно днем риэлторы ездят по объектам, делают фотоснимки, заводят информацию в Excel-таблицы, и вручную выставляют лоты на E1.ru, avito.ru, сайт «Из рук в руки» и другие порталы-агрегаторы. Сказать, что сервис Bizerra.ru облегчит им жизнь, – это ничего не сказать. Ниже расскажу, почему. Крупным компаниям мы поможем отстроить бизнес-процессы более эффективно, дополнив существующую инфраструктуру, – сэкономить время и привести новых клиентов.

Итак, никому уже не надо объяснять, что Интернет – это самый эффективный способ купить что-то или продать. Для риэлторов сегодня чуть ли не единственный. Чем больше объявлений вышло на различных порталах-агрегаторах, тем больше просмотров и, соответственно, больше потенциальных покупателей. Понятно, что вручную размещать объявления – это несерьезно. Наш сервис позволяет автоматизировать этот процесс. Агентство недвижимости подключает наш сервис, получает аккаунт, в котором регистрируются риэлторы и размещают внутри системы все лоты. Данные публикуются на сайте агентства и автоматически тиражируются по всем агрегаторам. Платным или бесплатным – на усмотрение компании. Риэлтору достаточно поставить крыжик, и объявление уйдет на avito.ru, 66.ru или Недвижимость@mail.ru. Сегодня мы сотрудничаем с несколькими десятками таких порталов, до конца года их количество превысит 40. Это одна часть сервиса, и она не уникальная, репостинг объявлений на порталы предлагает еще несколько сервисов.

Наша особенность – это мобильный офис. Войти в систему риэлтор может не только с помощью компьютера, но и с гаджета. Причем, мы реализовали приложение как для iOS, так и для Android. Риэлтор получает реальный офис в кармане: он приезжает к клиенту, фотографирует объект, вводит информацию в систему и одним кликом отправляет объявление на нужные порталы. При этом он может указать геолокацию с помощью встроенного инструмента Google. Каждый лот сопровождается кнопками «лайка» популярных соцсетей, так что это еще и своего рода инструмент для SMM. Если в объявлении допущена ошибка – можно оперативно исправить ее, причем, также централизованно. Руководитель компании получает возможность мониторить работу своих сотрудников в режиме реального времени.

В принципе, сервис полезен и для потребителя, который намерен приобрести, продать или сдать в аренду объект недвижимости. Он тоже сэкономит время. Больше не нужны никакие бумажные распечатки и ссылки на сайты – вся информация в телефоне риэлтора! Возможно, мы сделаем собственный портал-агрегатор, где потребитель сможет самостоятельно сделать выборку под свои требования. Но это не первостепенная задача.

Проект федеральный?

– Да, мы работаем по всей России – от Хабаровска до Калининграда. Стартовали в Екатеринбурге в феврале 2012 г. Первым клиентом, который поверил в нас, стало АН «Белый дом». Сегодня у нас уже 30 активных клиентов из разных регионов. Значительный рост начался в мае, когда мы запустили мобильное приложение. Летом мы принимали участие в крупнейших профильных мероприятиях, и это принесло не только подключения, но и репутацию. Профсообщество узнало о нашей разработке.

Какие инструменты для продвижения используете?

– Сначала рассчитывали на традиционное продвижение в Интернете, но очень быстро поняли, что оно малоэффективно. Во-первых, продукт в сегменте b2b не массовый, ориентированный на аудиторию агентств недвижимости. А во-вторых, аудитория зачастую не подкована в вопросах ИТ. Так, пришло понимание, что самый лучшие инструмент для продвижения – это ивенты. Важно контактировать с аудиторией, объяснять непонятные моменты, иногда буквально на пальцах. Да и потребности у всех разные. Например, после июньского XVII Национального конгресса Российской гильдии риелторов в Челябинске мы получили рост обращений потенциальных клиентов и подключили двух крупных клиентов – «Недвижимость для вас» из Тюмени и «IBC Недвижимость»  – из Челябинска. Осенью очень рассчитываем на подобные мероприятия в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Помимо профсообщества, стараемся наладить отношения с профильными организациями в регионах. По Свердловской области – сотрудничаем с УПН, работаем с гильдиями Дальнего Востока, Юга и т.д. Ну и, кроме того, у нас работают менеджеры, которые прозванивают участников рынка, действуют точечно.

Как создавался стартап?

– Идея проекта для рынка недвижимости возникла в 2008 г. Сначала в Artsofte планировали сделать портал. Но ударил кризис, и разработку свернули. Правда, рынок из вида не упускали. И когда пошел тренд на рост, проект возобновили в обновленном виде. В 2011 г. началась разработка, а в начале 2012 г., когда была готова «альфа»-версия, зарегистрировали юрлицо. Учредителями выступили Николай Адеев, директор Artsofte, и его партнер.

С какими трудностями столкнулись на этапе запуска?

– На рынке недвижимости много особенностей. В каждом регионе, например, есть свои уникальные планировки квартир. Даже в рамках УрФО они могут различаться от региона к региону. Естественно, нам пришлось разбираться во всех тонкостях. Или вот еще интересный момент: в Свердловской области риэлторы не стесняются публиковать в объявлениях номера домов. А в Тюменской области это не принято – местные риэлторы боятся, что их клиента уведут конкуренты. И подобные нюансы есть в каждом регионе. Но мы уже набили руку. Кроме того, получаем большой поток обратной связи, что позволяет нам быть более гибкими.

Какой бюджет проекта?

– С момента старта все оперативные затраты и затраты на сопровождения совокупно составили около 4,3 млн руб. Проект зарабатывает, но пока мы не вышли «в ноль». На самоокупаемость рассчитываем выйти в октябре, а затем – и в плюс. Предпосылки для этого есть: с весны наша клиентская база растет примерно в 2-3 раза в месяц.

Рассчитываете привлечь дополнительных инвесторов?

– На текущий момент средств, выделяемых Artsofte, нам достаточно. Но чтобы достичь революционного роста, нам нужно расширить штат. Для этого нужны деньги. Оптимизация и рефакторинг, на самом деле, нужны уже сейчас. Если в первый год работы у нас было несколько тысяч объектов и несколько сотен риэлторов, то теперь пропорция поменялась – тысячи риэлторов и десятки тысяч объектов. Фронт работы большой!

И, кроме того, когда мы вырастем, скажем, до 3-5 тыс. клиентов – нам понадобится экспертиза для дальнейшего масштабирования. Поэтому мы надеемся привлечь инвестора, который не просто даст деньги, но и экспертизу и аналитику. На первом раунде рассчитываем привлечь $1-2 млн. И это не просто цифры, взятые с потолка, – под них расписаны конкретные задачи по развитию сервиса.

С кем ведете переговоры?

– Пока мы серьезно готовимся к участию в сентябрьских рейтингах russianstartuprating.ru и startupafisha.ru. Если результаты будут хорошими, мы сможем выйти сразу на несколько крупных инвестфондов. Очень рассчитываем на это.

Есть ли у вас конкуренты?

– Один. Московский сервис «АгентОН». Они стартанули немного раньше нас, но сосредоточились на местном рынке. Мы – позже, но пошли по регионам, сегодня у нас сильные позиции по УрФО и на северо-западе, включая Ленинградскую область и Питер. Пока у нас нет явной конкуренции, разве что технологическая. Поэтому нам важно найти хорошего инвестора: при оптимистическом раскладе мы сможем занять больше половины рынка.

Демоверсия сервиса Bizerra.ru

Какие инструменты монетизации планируете использовать помимо абонентской платы?

– Есть несколько инструментов. Например, мы можем брать небольшую комиссию с порталов, которые публикуют объявления на коммерческой основе. Мы ведь приводим им новых клиентов! По этой схеме сейчас мы  уже оформляем партнерский договор со сколковским проектом Assis.ru. Другой наш партнер – сервис «Юником24» – первый ипотечный брокер онлайн в нашей стране. В перспективе мы интегрируем код «Юником24» в наш сервис, и риэлтор сможет отправить заявку на получение ипотеки для клиента, как говорится, не отходя от кассы. Мы, естественно, тоже будем претендовать на комиссию. Кроме того, если дела пойдут хорошо, то мы сможем предлагать нашу технологию автоматизации и собственные компетенции для внедрения в другие отрасли. Вот такой задел на будущее.

Насколько сложно было выстроить интеграцию с порталами?

– Вообще-то с ними достаточно легко договориться. Но есть исключения, типа E1.ru, которые отказывались сотрудничать напрямую. Для таких – мы написали программу-робот, которая имитирует действия реального человека для выгрузки объектов на портал. Ничего не взламывает, работает под зарегистрированным аккаунтом, но в автоматическом режиме. Сегодня к новому порталу мы подключаемся за 2 дня. А раньше уходило 3-4 недели. Мы, опять же, набили руку, накопили компетенций, и знаем, с чем потенциально можем столкнуться. И, кстати, в E1.ru после смены собственника все-таки разработали формат автоматизированной выгрузки

Сколько времени занимает интеграция сервиса с сайтом агентства?

– Три дня. Весь код и модули физически размещаются у нас на сервере (который, кстати, мы арендуем в Германии – так надежнее), а сервис – на субдомене сайта агентства. Поисковики индексируют информацию как их личную. Причем, компаниям не нужно дополнительно привлекать программистов, мы все сделаем сами. Правда, и здесь есть исключения. Например, сейчас мы проводим подключение компании из Краснодара, у которой в базе 33 тыс. объектов! Она, конечно, не попадает под существующие тарифные планы. С такими гигантами будут особые договоренности.

Сколько сотрудников задействовано в стартапе, как распределены роли внутри команды?

– В проекте четыре разработчика: я совмещаю разработку с функцией руководителя, есть ведущий программист, который работает с ядром и пишет всю систему, и еще один – на аутсорсинге – пишет мобильное приложение. Плюс, верстальщик. Кроме того, в отделе продаж – 5 менеджеров.

У вас есть доля в стартапе?

– Учредители выделили опцион мне и ведущему программисту. Если проект будет удачным, если мы привлечем инвесторов и вырастем в большую компанию – мы получим в ней доли.

На каком ПО написан сервис?

– Прародителем Bizerra.ru был другой проект Artsofte – Tradeins.ru – система управления продажами для автосалонов. У нас общий движок. Но они пишут свой код, мы – свой. И сегодня отличия между проектами в технической части уже значительны. Используем opensource – пишем на php, используем фреймворк symfony версии 1.4. Кстати, сейчас мы подаем заявку на официальную регистрацию программы для ЭВМ. Это вещь необходимая, чтобы в дальнейшем защитить свои разработки, обезопаситься от копирования функционала сервиса. Воровство в ИТ-сфере, к сожалению, не редкость.