Федеральная ювелирная сеть «Золотой» открыла в Екатеринбурге 13-й по счету магазин и заявила о масштабной экспансии по УрФО. Местные ритейлеры считают, что действия конкурентов могут обрушить рынок.
Новый магазин «Золотой» открылся на углу ул. Вайнера — Попова, в двух шагах от екатеринбургского салона «Золотой город», работающего здесь с 2007 г. Сергей Зубков, владелец «Золотого города», считает, что место выбрано неслучайно.
«Тактика федеральных сетей «585» и «Золотой» одинакова — они садятся на трафик, созданный местными операторами, и отжимают его с помощью агрессивных продаж, — говорит он. — Предварительно новые игроки выясняют, чем торгуют в соседних точках. За два месяца до открытия «Золотого» к нам приходили работники этой сети, переписывали ассортимент и цены. Смысл в этом есть, поскольку свой ассортимент мы формировали несколько лет, подстраиваясь под местного покупателя, а федералы просто его фотографируют».
У Дениса Алексеева, территориального директора сети «Золотой» на Урале, большие планы: к концу года открыть 30-40 ювелирных магазинов в УрФО, в том числе в Екатеринбурге. По его словам, компания планирует экспансию из расчета одна торговая точка на 50 тыс. жителей. При 1,3 млн населения в Екатеринбурге поместится 26 магазинов, считает г-н Алексеев. Особый интерес для «Золотого» представляет ул. Вайнера. Центр города традиционно притягивает ювелиров: с 2007 г. число специализированных точек в квадрате ул. Малышева — ул. Вайнера — пер. Банковский — пер. Театральный увеличилось с 7 до 19. Всего в Екатеринбурге 175 ювелирных магазинов.
Денис Алексеев полагает, что места для торговли золотом и драгоценными камнями в пешеходной зоне еще остались.
«За день через перекресток ул. Вайнера — Попова проходит 36 тыс. человек, — поясняет он. — Ювелирный магазин, работающий в сегменте масс-маркета, привлекает 8-10% этого потока. Из практики известно, сколько человек делают покупки. При среднем чеке в 5 тыс. руб. мы можем спрогнозировать выручку. Я считаю, что потенциал ул. Вайнера еще не исчерпан, — здесь могут одновременно торговать около двадцати ювелирных магазинов».
Местные операторы называют расчеты г-на Алексеева умозрительными.
«Мы лучше знаем ситуацию на ул. Вайнера, — говорит Сергей Зубков. — Статистика продаж за последние семь лет показывает, что спрос на ювелирные изделия ограничен».
По оценкам Юлии Крутеевой, директора салона «Арт-птица», много лет работавшей в ювелирной рознице, в среднем на каждый салон Екатеринбурга приходится около 2 тыс. покупок в год.
«Если учесть, что число людей, интересующихся ювелиркой, не растет, — говорит она, — с каждым новым магазином целевая аудитория размывается».
Аналитики подтверждают — в кризис ювелирный рынок, после длительного роста, начал стагнировать. В 2008 г. Уральская государственная инспекция пробирного надзора опробовала и заклеймила 2,4 млн золотых изделий, а в 2009 г. — только 1,4 млн, и этот показатель не растет. В то же время число ювелирных магазинов в Екатеринбурге за 2009-2013 гг. увеличилось с 84 до 145 (данные городской администрации). И оборот ювелирной розницы в Свердловской области за тот же период стал почти вдвое больше. Валерий Ильиных, руководитель «Уральской ювелирной компании-ОПТ», полагает, что помимо общей инфляции, роста стоимости золота и дополнительных услуг, которые оказывают ювелирные салоны, такие показатели, возможно, объясняются контрабандой дешевого золота из азиатских стран. По словам Анастасии Фисенко, исполнительного директора клуба «Российская ювелирная торговля» (Уральское представительство), ювелиры, работающие на ул. Вайнера, часто отказываются ремонтировать изделия, привезенные из-за границы, так как пробы не соответствуют химическому составу.
По мнению местных ритейлеров, при высокой конкуренции на ювелирном рынке Екатеринбурга увеличивать продажи можно только за счет агрессивного маркетинга. На прошлой неделе на первой региональной ювелирной торговой конференции (проводится под патронажем городского комитета по товарному рынку) Владимир Никулин, гендиректор сети ювелирных салонов «Норис», выразился прямолинейно:
«Федеральные сети не показывают покупателю ярлыки, где указана цена за грамм золота, но предлагают скидки на свой товар — от 50% до 90%. Это возможно при высоких наценках и манипуляциях с расчетами. Например, продавец дробит общую скидку на части и сначала уменьшает цену на 20%, затем дает 10% скидки уже от новой цены и так далее. В итоге общая скидка получается меньше заявленной. Покупатель, который нечасто ходит в ювелирные магазины, попадается — он приобретает (со всеми скидками!) цепочку или браслет дороже, чем у местных ритейлеров, если пересчитывать на граммы. Это не маркетинг, это блуд».
Денис Алексеев, впрочем, считает, что обмана нет.
«Это маркетинговая технология: все скидки заложены в цене, — говорит он. — Просто мы умеем торговать. Сеть «Золотой» начинала бизнес в Питере с одного ломбарда, а сейчас открывает магазины по всей стране. Мы работаем с персоналом, с ассортиментом, с выкладкой, с промоутерами, с рекламой. Региональные конкуренты упрекают нас. Но правда в том, что «Золотой» развивается, а они стоят на месте».
У Андрея Ялунина, генерального директора ювелирного холдинга «РИНГО», другое мнение.
«Не может быть понятия «доступная роскошь» и скидок более 20%, — говорит он, — По большому счету, людей просто вводят в заблуждение. К сожалению, бизнесмены ювелирного ритейла, не связанные с производством, зачастую увлекшись цифрами и маржинальностью, не понимают, что быстрые продажи сегодня не гарантируют продаж завтра. Сколько уже было этих «крупных сетей»? Кто о них сейчас вспомнит? Время и репутация — вот что позволяет достигать успеха в ювелирном деле, и это нельзя купить скидками и «толканием на базаре».
Другие участники ювелирного рынка указывают, что продажа драгоценностей со скидками, реальными или мнимыми, обесценивает ювелирные изделия в глазах покупателей, уже сейчас предпочитающих золоту бижутерию, гаджеты, бытовую технику и путешествия за границу.