В декабре 2004 г. Сарагоса была выбрана местом проведения выставки ЭКСПО. Через четыре года, в июне 2008-го, город принял у себя представителей 120 стран.
В течение четырех месяцев испанская провинция (Сарагоса находится на расстоянии более 250 км от Барселоны — дистанция по европейским меркам немаленькая) стала центром внимания всего мира. Я участвовал в разработке российского павильона для ЭКСПО-2008 и видел подготовку к выставке изнутри. На моих глазах создавались архитектурные решения и строились ключевые объекты ЭКСПО. Тогда мне стало понятно, почему площадкой выбрана именно Сарагоса. ЭКСПО-2008 прошла под девизом «Вода и устойчивое развитие». Такая тема была продиктована реальной проблемой всего северо-востока Испании — здесь очень мало воды. Но жители Сарагосы любят родной город и хотят там жить. Своей проблемой они решили поделиться со всем миром. Это и сыграло ключевую роль в победе.
Выставка прошла на ура, а вместе с ней изменился и сам город. В нем появились новые архитектурные объекты, которые стали достопримечательностями. Сегодня в Сарагосе большой туристический трафик. Никогда до ЭКСПО здесь не было столько туристов. Практически все объекты выставки теперь работают на город. Так, в сооружениях «Водная башня» и «Павильон-мост» разместились банки, в павильоне правительства автономного сообщества Арагон — штаб-квартира одного из министерств, а в павильоне Испании — университет. Главная площадка, на которой располагались павильоны стран-участниц выставки, стала бизнес-парком. Сейчас здесь находятся офисы, проходят крупные выставки и мероприятия.
ЭКСПО в Сарагосе проводилась не ради какой-то глобальной обезличенной цели, а в первую очередь для развития конкретного города и региона. Причем для достижения цели объединилась вся страна. И этот пример показателен.
Мне как жителю Екатеринбурга хочется, чтобы мой город развивался. Я чувствую необходимость проведения ЭКСПО-2020 именно на Урале. Но с другой стороны, не чувствую обратной связи. Я вижу огромный потенциал в Екатеринбурге, но объективно — нам не хватает единства. И ЭКСПО может стать этой точкой единения.
Давайте мысленно переместимся в один из дней 2020 г. и представим, что вчера в Екатеринбурге закончилась выставка ЭКСПО. Время подводить итоги: что у нас получилось или не получилось, какие объекты остались в качестве наследия и сколько город заработал на выставке. Итак, Екатеринбург стал мировым городом, его посетило более 30 млн человек. Даже если каждый из них потратил здесь $1 тыс., то это уже большие деньги. Но я думаю, будет еще больше. Почти полгода работы ЭКСПО — это не самое сложное, даже учитывая, что выставка должна работать почти круглосуточно. Главное — это подготовка. Оглядываясь на опыт Сарагосы, я думаю, что как минимум год уйдет на разработку графика постройки выставочных объектов. Нам нужно заботиться не только о комплексе павильонов, но и о том, как будут проводить свой досуг гости города. Нужно переосмыслить или создать десятки достопримечательностей как в Екатеринбурге, так и в Свердловской области. А еще необходимо разместить как минимум сотню человек от каждой страны-участницы — организаторов, строителей и т. д. Сама застройка павильонов займет около четырех месяцев.
Теперь перенесемся в тот день, когда Екатеринбург выиграл право на проведение ЭКСПО. Сегодня в нас поверили, весь мир вдохновился смыслом и концепцией выставки — «Глобальный разум». На мой взгляд, есть три ключевых момента, которые говорят в нашу пользу. Во-первых, коммуникации: Екатеринбург располагается на границе Европы и Азии, и где, как не здесь, наиболее комфортно встречаться и вести диалог представителям разных частей света. Во-вторых, культура: у нас десятки театров, концертных площадок, кроме того, Екатеринбург славится своими музыкантами — и классической школы, и рок-сцены. А ведь этого в мире не так много. Авторитет наших музыкантов должен расти, и нужно создавать все условия для этого. Я считаю, что в будущем ездить на Рождество в Екатеринбургскую оперу будет так же престижно, как и в Венскую. И в-третьих, новые технологии и открытия. Объективно Екатеринбург известен своей гонкой за техническими достижениями: здесь и все новые гаджеты, и стартап-движение, и т. д. Это значит, что мы не боимся меняться, и вместе с нами меняется и город.
А теперь вернемся в настоящее. Итак, задача ясна — и пора подойти к ее решению со всей ответственностью.
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.