Для начала АННА СТАРОДУБЦЕВА, директор по развитию, и АЛЕКСЕЙ ПЬЯНКОВ, руководитель проектов «ПРЕД-Групп», по очереди зачитали текст со слайдов презентации «Европы». Г-жа Стародубцева рассказыва
Для начала АННА СТАРОДУБЦЕВА, директор по развитию, и АЛЕКСЕЙ ПЬЯНКОВ, руководитель проектов «ПРЕД-Групп», по очереди зачитали текст со слайдов презентации «Европы». Г-жа Стародубцева рассказывала в основном об истории реконструируемого здания: «Европа», частично сохранив фасады, заняла сердцевину комплекса купеческих домов, расположенных близ нынешней площади 1905 года (последним там был магазин «Панорама»). Г-н Пьянков озвучивал параметры строения (см. «Детали»), попутно сообщая о торговой концепции центра. «Европа» будет сориентирована на покупательский сегмент «средний» и «средний +», основой его будут джинсовые бутики и бренды одежды стиля casual в ценовом диапазоне от $100 до $150. Проиллюстрировать пул арендаторов конкретными примерами Алексей Пьянков отказался, уточнив, что пока есть только один якорь, который займет 810 кв. м, но и его имя он замолчал. Чтобы заполнить возникшую паузу, г-н Пьянков сознался, что на одном подземном и трех наземных этажах будет медиамаркет (400 кв. м), парфюмерия от «Иль де Ботэ» (825 кв. м), часы от «Консула» и еда от «Реста Менеджмент» (итальянский ресторан, кафе самообслуживания и фэшн-кафе с летней террасой).
Но этого было недостаточно. АНТОН БУРЫКИН, исполнительный директор ТЦ «Успенский», начал издалека: мол, «Европа» не будет пересекаться с его ТЦ, так как средний чек (1,5 покупки) в «Успенском» равен 2,3-2,5 тыс. руб. и держится примерно в этом диапазоне во всех магазинах по ул. Вайнера. Дальше он посоветовал развернуть эскалаторы на 180 градусов и попросил выдать «военную тайну» о составе арендаторов, чтобы «оценить синергию и четче представить концепцию». В ответ он получил цифру («Европа» только на 45% определилась с арендаторами, включая якорных) и предположение, что в ТЦ появится несколько новых для России брендов, а уже известные разместят там свои «флагманские магазины».
«Хотелось бы все-таки понять концепцию, — сказал СЕРГЕЙ ЧЕРЕЗОВ, директор компании «Пальметта», и зал зааплодировал. — Ладно бы взяли престижные фэшн-марки, но у вас «Иль де Ботэ» «средний+» Как это сочетается с тем, что «Пальметте» вы отказали в аренде? У нас 92 магазина в России, многие открыты в ТЦ вашего класса и даже выше. Мы работаем с компанией Knight Frank (консультант проекта «Европа». — Прим. ред.), и на всех проектах они еще на стадии котлована дают нам планировки, список арендаторов и предварительные обещания по аренде. Почему здесь не так? Ведь Виктор Владимирович (Контеев. — Прим. ред.) говорил, что на 60% площадей в ТЦ города приоритет у местных компаний», — недоумевал производитель нижнего белья и под конец добавил, что не хотел бы увидеть в «Европе» вместо «Пальметты» ее конкурентов.
Алексей Пьянков подтвердил, что «Пальметте» изначально отказали в аренде, за разъяснениями он отправил г-на Черезова в ту же Knight Frank и пообещал, что состав арендаторов он узнает во втором квартале 2008 г., когда «Европу» запустят.
Нестыковку в позиционировании ТЦ слушатели связали и с числом парковочных мест: 90 машино-мест в подземном и 70 — на уличном. То есть для людей, готовых отдать $150 за джинсы, этого было явно мало. Аудитория советовала пожертвовать памятником Ленину, а вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев предложил даже снести здание ФСБ. Чтобы шутки не зашли еще дальше, представители «ПРЕД-Групп» обратили внимание на шаговую доступность от метро, трамвая и автобуса и центровую позицию ТЦ. К возможности того, что покупатели будут приезжать в «Европу» на общественном транспорте или заглянут туда мимоходом, эксперты тоже отнеслись с юмором. Объяснить, почему так мало парковочных мест, взялась главный архитектор проекта ЛЮДМИЛА БЕСПАЛОВА (бюро «Грачев и партнеры»): «Вглубь мы не могли уйти — скальный грунт, отдавать под парковку еще и минус первый этаж невыгодно, это удачное место для торговли. Проект определяет градостроительная концепция, мы не могли его сделать шире, ниже или выше. К тому же покупатели неохотно поднимаются выше третьего этажа, поэтому с четвертого по шестой занимают офисы». Участники принялись обсуждать, уместно ли совмещение торговли и деловой зоны, да еще в пропорции 50/50, но с подачи г-на Контеева решили, что девелопер просто таким образом диверсифицировал бизнес и снизил риски. «Европу» стали рассматривать как два отдельных проекта в одном здании.
Я спросил, на какой трафик рассчитывает ТЦ, на что г-н Пьянков ответил: «Нам пообещали 20 тыс. покупателей в день». Эксперты обескураженно замолчали. Первым заговорил директор ТЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев: «Это как-то много Да и не пропустит он столько, он же не сквозной!» «Он сквозной», — Алексей Пьянков стал показывать на плане входы и выходы. «Это немножко не тот сквозняк, — не сдавался г-н Сарапульцев. — Может, вам лучше сделать премиум-центр, договориться с другими марками, правда, это непросто, но реально». Анна Стародубцева отметила, что у нее была мысль договориться с «Гуччи», «Прада», «Тоддс», но это отрезало бы основной поток покупателей, они просто боялись бы зайти в «Европу». Аудитория стала думать, как «Европе» все-таки привлечь 20 тыс. покупателей. Сергей Перевалов, директор по коммерции компании «КИТ-Кэпитал», предложил заострить внимание на студентах, коих в Екатеринбурге 250 тыс., а АЛЕКСЕЙ КАРАВАЕВ, директор УК «Система», посоветовал сделать из «Европы» музей: «В Калининграде есть ТЦ, где витрины операторов оформлены так, что покупатель, переходя из галереи в галерею, попадает в Калининград разных исторических эпох. У Екатеринбурга тоже много интересных исторических моментов, это надо бы использовать!»
Офисную «Европу» презентовал как-то косвенно Андрей Черушев, директор УК «Агропромстрой». Он уточнил, какими параметрами должен обладать деловой центр класса А, намекая, видимо, что все эти условия в «Европе» соблюдены. Г-н Черушев акцентировал внимание на том, что собственники здания «должны быть прозрачны», и порекомендовал «ПРЕД-Групп» не размениваться по мелочам и сдавать площади олигархам. ВЯЧЕСЛАВ ТАЛАШМАНОВ, директор «ПРЕД-Групп», назвал докладчика молодцом и сообщил, что в числе арендаторов ЗАО «Ренова-СтройГруп» (офис продаж жилья в микрорайоне Академический), а также банк и страховая компания.
После того как г-н Талашманов разрезал торт с буквой «Е» посередине и угостил им гостей, я поинтересовался, кто собственник «Европы». Им оказалась специально созданная компания «УРАЛСТРОЙ-1». Причем, по словам Вячеслава Талашманова, она не связана ни со стройкомпанией «Уралстрой-1» (генподрядчик «Европы»), ни с Межрегиональной финансовой корпорацией (девелопер проекта). Мои предположения о том, что компания-собственник аккумулирует инвестиции основных участников проекта, г-н Талашманов отверг, сказав, что инвестор — тоже «УРАЛСТРОЙ-1».
1 ЗАО «ПРЕД-Групп» занимается управлением и эксплуатацией ТОЦ «Самолет», офисного центра на ул. Толедова, 43а, здания Екатеринбургского завода ОЦМ, с марта 2008 г. будет заниматься ТОЦ «Европа».
детали
ТОЦ «Европа»
Общая площадь здания: 35 тыс. кв. м.
Арендопригодная площадь:
10,6 тыс. кв. м.
Срок сдачи: март 2008 г.
Торговый центр:
общая площадь — 8,6 тыс. кв. м;
площади магазинов — 80-820 кв. м;
арендная ставка —
$650-2000 за кв. м/год.
Офисный центр класса А:
общая площадь — 8,2 тыс. кв. м;
площадь офисов — 60-250 кв. м;
арендная ставка — от $2000 за кв. м/год.
Источник: «ПРЕД-Групп».