Меню

Экономика 2013. Лишь бы не было хуже

Чтобы ответить на главный вопрос, интересующий сейчас отечественное бизнес-сообщество, — «Будет ли кризис в России в 2013 г.», его надо бы, конечно, переформулировать: «Будет ли кризис в мире».

Чтобы ответить на главный вопрос, интересующий сейчас отечественное бизнес-сообщество, — «Будет ли кризис в России в 2013 г.», его надо бы, конечно, переформулировать: «Будет ли кризис в мире».

«Ахиллесова пята» российской экономики в 2013 г. никуда не денется

Основные макроэкономические показатели России, при сохраняющемся «сырьевом проклятии», немыслимой коррупции и скромном росте ВВП, все-таки не так плохи, о чем в течение всего 2012 г. говорил президент ВЛАДИМИР ПУТИН на всех экономических форумах: «Государственный долг России — минимальный среди стран «восьмерки», «двадцатки» и БРИКС. На 1 мая 2012 г. он составлял 9,2% от ВВП. При этом внешний долг России — всего 2,5% от ВВП. Россия — одна из трех стран «двадцатки», которые имеют бездефицитный бюджет. Международные резервы ЦБ — третьи по объему в мире — по состоянию на 8 июня 2012 г. составили свыше $512 млрд. У нас есть Резервный фонд правительства РФ для оперативного решения текущих проблем, который составляет более $60 млрд и Фонд национального благосостояния, из которого мы поддерживаем пенсионную систему: он составляет $85,5 млрд» (из выступления на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме-2012).

Но тот же Путин на тех же форумах неизменно повторяет, что экономика по-прежнему не диверсифицирована, значительная часть добавленной стоимости — сырьевая, доля неконкурентных производств избыточна, а зависимость России от мировых цен на нефть — «наша ахиллесова пята».

В этом смысле никаких новостей в 2013 г. — ни плохих, ни хороших — ждать не приходится. «Ахиллесова пята» останется на том же самом месте: зависимость госбюджета и доходов ключевых отраслей от углеводородных цен, а состояние отечественного фондового рынка — от настроения зарубежных игроков — сохранится неизменной. Поэтому палитра вариантов развития событий в российской экономике четко делится на два сектора.

Черная зона — это радикальное ухудшение ситуации с дефицитом в США, Еврозоне и снижение темпов роста в Китае. Это приведет к обвалу цен на нефть со всеми вытекающими последствиями для экспортной составляющей экономики РФ и госбюджета.

Светлая зона — это сохранение текущих (высоких) цен на углеводороды и относительно комфортная ситуация с балансом доходов и расходов. Но даже внутри светлой зоны, к сожалению, белого цвета немного. Слишком много экспертов говорят об исчерпанности сырьевого вектора роста ВВП, замедлении его темпов до исчезающе малых — стагнационных — уровней и общем депрессивном фоне экономики.

Удастся ли увеличить темпы роста ВВП

«Светлый» сценарий для России — это медленный, очень неустойчивый, но все же рост европейской экономики после нулевых и даже отрицательных величин 2012 г. Именно такого мнения о ближайшем будущем Еврозоны придерживаются аналитики ведущих международных рейтинговых агентств. Если этот сценарий состоится, то не будет значительного (на десятки процентов) падения цен на нефть.

Международный валютный фонд (а с ним — правительство РФ) прогнозируют незначительное понижение средней цены на нефть в 2013 г. МЭР ожидает падения с текущих $115 до $97 за баррель, МВФ — до $94,2, ЕБРР — до $98,2 (оценки средней цены в 2012 г. у всех разные, но в незначительном падении в 2013 г. не сомневается никто). При этом даже если такой — в целом позитивный — сценарий начнет реализовываться (проще говоря, в мире в 2013 г. не «рванет»), никто не прогнозирует для России роста ВВП, существенно превышающего значения 2012 г.

Консервативный и умеренно-оптимистический сценарии правительства РФ исходят из роста ВВП России в 2013 г. в 3,6-3,9%. Похожие прогнозы у Минэкономразвития: от 3,6% (консервативный сценарий) до 3,8% (умеренно-оптимистический сценарий). Все эти оценки, по сути, означают экстраполяцию темпов роста 2012 г. на следующий год (рост ВВП в 2012 г. — 3,5%). В этом нет ничего хорошего, но альтернативные прогнозы еще хуже. Они говорят о снижении темпов роста ВВП даже ниже значений 2012 г., что означает, по сути, вхождение в зону, близкую к стагнационной. Так, НИУ «Высшая школа экономики» закладывает в прогноз рост ВВП, не превышающий 2,6%. ЕБРР несколько оптимистичнее, но и его оценка ниже значения текущего года: 3,3%.

Сценарии МЭР РФ предполагают снижение темпов роста инфляции в 2013 г. до 4,5—5,5% (ожидаемые чиновниками значения для 2012 г. — 5—6%). МВФ и ЕБРР закладывают в прогноз увеличение темпов роста инфляции выше 6%.

Итак, ключевой вопрос — упадут ли темпы роста экономики ниже уровня 2012 г. или все-таки незначительно превысят его. Воспроизводство текущей ситуации в следующем году означает, к сожалению, сохранение величин оттока капитала (около $80 млрд в 2012 г., столько же было и в 2011 г.). Не стоит ожидать и роста инвестиций — аналитики говорят, что потенциал роста производства и потребления до докризисных уровней исчерпан.

Если же окажутся правы пессимисты, и темпы роста ВВП снизятся, то ни о каком снижении оттока капитала и увеличении притока инвестиций говорить не приходится. Последние месяцы оснований для оптимизма не дают: поток выведенных средств с российского рынка только ширится.

Если позитива ждать неоткуда, с чем же могут быть связаны перспективы российской экономики в 2012 г.? Только с улучшением условий для бизнеса, снижением административных барьеров, стимулированием предпринимательской активности. Экономические цели, формулируемые первыми лицами страны, смещаются в плоскость повышения позиции России в рейтингах комфортности ведения бизнеса. Власть дает понять бизнесменам: конъюнктурного роста не ждите. Спрос на мировых рынках в лучшем случае останется прежним, в худшем — снизится. Так что, возможно, власти действительно не остается ничего другого, как всерьез брать курс на улучшение условий для бизнеса. Но в этом случае надо что-то делать с коррупцией и, в широком смысле, инициировать новую волну реформ, прежде всего, политических. Если их не случится, при самом благоприятном глобальном раскладе 2013 год будет точно таким же, как 2012-й. При неблагоприятном — Россию захлестнет новая волна нестабильности, выход из которой вряд ли будет возможен без быстрого — и потому болезненного — политического реформирования.

ОПТИМИСТЫ

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ, президент-председатель правления банка ВТБ24:

— Не будет никакого кризиса, цены на нефть не сильно упадут. Они будут в районе $95-100 за баррель, но темпы роста в экономике замедлятся до уровня 3%. Стоимость денег будет выше, монетарная политика будет жестче. Это связано с новым бюджетом: он сбалансирован таким образом, что расходы в следующем году несколько сократятся. Соответственно, это немного угнетающе действует на экономический рост. Потребительский спрос понемногу выдыхается. Увеличивать процент кредитования также больше невозможно.

По инвестициям пока сложно сказать, но уже в сентябре мы видели резкое замедление и отрицательный рост инвестиций по сравнению с сентябрем прошлого года. Эти факты тоже будут в минус, а не в плюс экономическому росту. Никаких катаклизмов, просто темпы роста замедлятся, это приведет к тому, что доходы населения будут расти медленнее, чем они росли в 2012 г.

АНДРЕЙ ЗВЕЗДОЧКИН, генеральный директор инвестиционной компании «АТОН»:

— Мое понимание сути кризиса: люди (население, бизнесмены) находятся в состоянии крайнего оптимизма — берут кредиты, делают огромные инвестиции. Потом наступает момент, когда все быстро меняется, денег ни у кого нет, у всех проблемы. Поэтому возможности для падения в 2013 г. ограничены: люди не отошли от предыдущего кризиса, нет длинных инвестиций, нет больших кредитов. Возможность падения минимальная.

ЕВГЕНИЙ ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики, член Экономического совета при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор:

— Наше общественное мнение очень настороженно следит за тем, что происходит в экономике, задает много вопросов, касающихся ближайшего кризиса, второй волны и т.д. На мой взгляд, это следствие того, что Россия в течение последних десятилетий была подвержена очень большим кризисным явлениям. Но, на мой взгляд, ничего подобного нас не ожидает в ближайшее время, никаких крупных кризисных явлений, которые превышали бы те события, которые происходят в Европе. Более того, я считаю, что ближайшие последствия мирового кризиса, который действительно грозит быть длительным, для нас не опасны. А сам по себе кризис остался и продолжается. Источники его не находятся в рамках России, но тем не менее, она сейчас является членом мирового экономического сообщества и тоже несет относительные потери. Кризис в этом смысле будет продолжаться достаточно долго, но ожидать, что мы будем сталкиваться с какими-то очень большими проблемами, снижением уровня жизни и так далее, не следует.

* Из выступления на онлайн-конференции «РИА Новости»

СЕРГЕЙ ГУРИЕВ*, ректор Российской экономической школы:

— В мировой экономике не будет никаких чудес, но главное, что не будет и катастрофы. Нас обычно пугают несколькими вещами: замедлением экономического роста в Китае, замедлением роста и бюджетным кризисом в Америке и финансово-экономическим кризисом в Европе. В Китае не будет замедления роста, потому что коммунистическая партия не сможет этого позволить с политической точки зрения. Ситуация в Европе не такая плохая, как пишут у нас. На самом деле произошло качественное изменение, потому что во главе Европейского центрального банка (ЕЦБ) появился решительный человек — Марио Драги, который считает, что евро можно и нужно спасти. Рынок не верит ни в дефолт американского доллара, ни даже в повышение инфляции в США. Если мы посмотрим, что происходит с безработицей и с инфляцией в России, то, оказывается, в российской экономике сейчас все очень хорошо. Думаю, что Центральный банк России готов к тому, чтобы встретить кризис. Но есть проблемы с бюджетом. Если случится катастрофа в Европе и цены на нефть снизятся, придется сокращать госрасходы. Думаю, при условии, что в течение года цена на нефть продержится на уровне $60 долларов за баррель, ничего страшного не случится, если же это будет продолжаться два года, тогда придется сокращать не просто лишние госрасходы, но и чувствительные социальные.

Есть ли катастрофический сценарий развития событий? Да, есть. Если Греция выходит из Еврозоны, рынки начинают думать, что следующей будет Испания, и это приведет к набегу на банки Испании, банковской панике. И это будет 2008 г. по полной программе. Рынок считает, что катастрофа маловероятна. Но к ней нужно быть готовым.

* По материалам конференции «Российский банковский сектор: риски роста»

ПЕССИМИСТЫ

НУРИЭЛЬ РУБИНИ, профессор Нью-Йоркского университета, экономист (предсказал мировой кризис 2007-2008 гг.):

— Существует ряд рисков, которые чреваты новым мировым кризисом. В первую очередь — это замедление темпов роста мировой экономики, чрезмерные инвестиции в основной капитал Китая, высокие долги Японии, США и стран ЕС. Долговой груз, который несут на себе США, страны Азии и Евросоюза, в 2013 г. станет неподъемным. Кризис в 2013 г. будет серьезней, чем в 2008 г. Его можно определить как «идеальный шторм», когда несколько негативных трендов во всем мире приведут к одномоментным катастрофическим последствиям.

ПАВЕЛ НЕВЕРОВ, директор по стратегическим проектам и корпоративному управлению «Медицинской компании «ЮНИКС»:

— Кризис не закончился. Его вторая волна ударит в октябре 2013 г. Мировые банки уже не могут с помощью вброса ликвидности компенсировать снижающийся спрос. А спрос падает. «Выстрелит» на этот раз в Еврозоне. Октябрь — потому что заканчивается финансовый год у многих транснациональных корпораций, публикуется статистика по состоянию стран, экономик, бюджетов. В сентябре начнется очередной деловой сезон, и в октябре станет понятно, что он начался слабо. Таким образом, наиболее вероятный период для начала новой фазы кризиса — октябрь, и все произойдет по схеме 2008 г.

Текст подготовил Евгений Федоров

* - выполняет функции иностранного агента