Меню

«Экономика первична, а политика вторична? Все ровно наоборот, пример Убера показателен»

Иллюстрация: pixabay.com

«Убер и овербукинг увеличивают выигрыш всех. Но их убивают, и это политика». О том, почему даже сверхвыгодные обществу проекты рискуют провалиться в любой стране мира — экономист Константин Сонин*.

Константин Сонин*, российский экономист, профессор Чикагского университета и ВШЭ, сооснователь совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ, в своем блоге в «Живом журнале» рассказал, почему политика всегда в итоге определяет экономику и в чем принципиальное сходство Убера и овербукинга с точки зрения всеобщей выгоды.

— Одно из глубочайших заблуждений, которую мои сверстники выучили в школе - это то, что экономика (что бы это ни было) — первично, а политика — вторично. Конечно, в жизни все ровно наоборот и ничего фундаментальнее политических закономерностей нет. Экономические отношения, наоборот, подстраиваются.

В Нью-Йорке политика победила Убер. К этому давно шло, но тут все кончается — вводят минимальную зарплату для таксистов: вот обозреватель NYT переживают о том, что она низка... Что, мол, Убер провалился, потому что не сделал жизнь таксистов лучше. В порочной логике обозревателя минимальная зарплата сделает ее лучше. Конечно, сделает лучше — тех, кто при этой плате и ограничениях, которые вводятся на количество такси в городе, останется на рынке. А также сделает хуже — тем, кто из-за этой минимальной зарплаты и ограничений с рынка вылетит... (Суммарно будет тоже хуже: те, кто потеряют, потеряют больше, чем приобретут те, кто приобретут, но да Бог с ним, это не совсем тривиально).

Конечно, появление Убера (или Яндекс-такси, или любого аналогичного сервиса) улучшило жизнь людей — и таксистов, и пассажиров. Не всех — оно ухудшило заработки тех, кто был таксистом до, но суммарный выигрыш тех, кто выиграл, больше суммарного проигрыша тех, кто проиграл. «Пирог» стал больше. Больше денег стало делиться между теми же самыми людьми. (Не забудьте, считая выигрыш, посчитать тех, кто раньше на такси не ездил, а после появления Убера стал ездить — цены-то снизились.) И это не случай, когда выигрыш одного перевесил проигрыши многих, наоборот, выигрыш теперь достался большему количеству людей.

Экономика-то проста: введение Убера и убероподобных сервисов увеличивает эффективность и благосостояние. И политика проста: в политике преимущество всегда у монополий, они неэффективны, они убивают суммарный выигрыш, но он сконцентрирован и это дает ему преимущество в политике. Политика отъедала у Убер-экономики кусок за куском и вот отъела.

И это везде. Помните мой «либертарианский лифт United» про то, что овербукинг с выкупом увеличивает выигрыш всех — и того пассажира, который полетел, и того пассажира, который продал свой билет и остался ждать следующего рейса, и авиакомпании? Вот уже пошли разговоры про запрет овербукинга. Та же история — убить эффективность, сделать многим хуже, чтобы кто-то, политически сильный, получил кусок побольше.

Теги: мнение

* - выполняет функции иностранного агента