Меню

ЭКСКЛЮЗИВ ДК: Ирина Хакамада о Хиллари Клинтон

Ирина Хакамада, коуч и общественый деятель, использует опыт политических битв, чтобы давать советы. «ДК» предложил ей расказать, о чем стоит помнить self-made women, пробивающим себе дорогу наверх.

 
Я заметила, что женщина быстрее принимает вызовы, адаптируется, само­обучается и меняется. И быстрее мужчин приспосабливается к нестабильности. Длинный период нестабильности в 40-50 лет мужчины не выдерживают. Им хорошо, когда есть четкие правила игры. Но как только начинается непрогнозируемое развитие — а цивилизации и России, и Европы вступили в период турбулентности, — у женщин появляются преимущества. Благо в постинформационном обществе им не нужно добывать нефть, газ, варить сталь и пахать землю. Из пяти женщин, о которых пойдет речь, каждая использовала возможности по-своему.
 
Добавить харизмы и сексуальности. Хиллари Клинтон
 
Я всегда говорила, что в глобальном мире быть женщиной выгодно. Пол — наш дармовой пиар. Там, где мужчине-политику приходится покупать известность за деньги, женщина привлекает внимание без дополнительных усилий. В этом смысле у Хиллари Клинтон, претендовавшей на пост президента США, были преимущества. В Америке очень выгодно раскручивать маргиналов (в хорошем смысле слова). Женщины, инвалиды, представители этнических групп могут рассчитывать на особую политкорректность со стороны соперников. Но так случилось, что маргиналами были оба представителя демократов — американцам предлагали голосовать либо за первую женщину-президента, либо за первого президента с темной кожей. Причем ни та, ни другой не рассказывали о своих реальных программах — ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в здравоохранении. Борьба шла на уровне имиджа и политтехнологий.
 
Стартовые возможности у г-жи Клинтон были лучше, чем у Барака Обамы. Ей помогал муж — бывший президент США, у которого были опыт, деньги и связи. О ее финансовой поддержке заявил Руперт Мэрдок. И поначалу Хиллари быстро ушла в отрыв, собирая голоса избирателей в крупных штатах. Она делала ставку на блиц-криг. Думаю, что политтехнологи г-жи Клинтон сработали профессионально, но были два обстоятельства, которые от них не зависели. Первое — американцы не считали Хиллари самостоятельной фигурой на политической сцене. В кризис Америка хотела перемен, а фамилия Клинтон рождала ассоциации с годами правления ее мужа. Во-вторых, у Хиллари Клинтон сложился имидж опытного политика консервативного толка. В ней нет энергии бесшабашности, которая может удивить людей. С точки зрения женственности и сексуальности ей было бы неплохо поучиться у Сары Пэйлин, бывшего губернатора Аляски, — харизматичного, агрессивного и жесткого консерватора-республиканца, высказывания которой больше напоминают месседжи ястребов из Пентагона. При этом г-жа Пэйлин дико популярна, чего не скажешь о Хиллари Клинтон.
 
Вот почему избиратели поставили на другого маргинала — Барака Обаму. Они выбрали афроамериканца, облик которого уже подразумевал новый месседж. Не заметив, что г-н Обама — очень сделанный политик, продукт политтехнологий. Пиара ради пиара. В настоящем Обаме нет тех качеств реформатора, в которые поверили американцы. Неудивительно, что со временем его рейтинг сильно упал.
 
Автор: Ирина Хакамада