Меню

Эксперты: «Истощение — это сегодняшнее состояние российских потребителей»

Покупательская способность россиян достигла исторического минимума, он обновлен впервые за 11 лет. Резкое падение специалисты зафиксировали в первом квартале 2016 года.

Российский индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года обновил исторический минимум, впервые за 11 лет наблюдений опустившись до 63 пунктов. «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России) сообщает, что в первом квартале 2009 года индекс находился на уровне 75 пунктов, а в первом квартале 2015 года он составлял 72 пункта.

Nielsen дает оценки, согласно которым рекордно низкой (82%) по итогам первого квартала 2016 года стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. Во время кризиса 2009 года доля таких граждан составляла 93-96%.

59% опрошенных отказываются от трат на развлечения, от покупки новой одежды – 61%. Больше половины россиян – 52% - признались в начале 2016 года, что переходят на более дешевые продукты. Почти треть жителей страны экономят на отпуске и отдыхе.

«Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», — заключает директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

Отметим, по данным Росстата в 2015 году зарплаты россиян в реальном выражении уменьшились на 9,5% по сравнению с 2014 годом, a располагаемые денежные доходы россиян за год снизились на 4%. 

В 2016 году сокращение реальных доходов продолжается, как и реальных зарплат (по данным Росстата). При этом если Росстат сообщал ранее, что в марте падение зарплат продолжилось, вскоре после этого он опубликовал данные, согласно которым реальные зарплаты выросли в марте на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

Напомним, ранее DK.RU писал, что из-за растущего уровня бедности россияне - и малообеспеченные, и представители среднего класса - отказались от покупок второстепенной важности и стали тратить более половины своих доходов на продукты.

Об этом сообщается в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России.

Доля продовольствия в общем объеме покупок россиян устойчиво растет с января 2008 года, отмечают авторы. Рост этого показателя и привел к тому, что в феврале 2016 года доля пищевых продуктов превысила долю непродовольственных товаров в розничной торговле. Предыдущий максимум, которого достигало продовольствие в общем объеме покупок, был зафиксирован в мае 2009 года и составил 49,6%.

Читайте также: Впервые за 8 лет россияне стали тратить на продукты более половины доходов