Меню

Эксперты: УрФО — агломерация без отлаженных связей

Спустя почти 13 лет с момента образования УрФО остается агломерацией без отлаженных связей. И если Свердловская, Челябинская и Тюменская области интенсивно развиваются, то Курганская — в аутсайдерах.

Во всяком случае, так считают опрошенные «ДК» эксперты.

Анатолий Сысоев, председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями, называет одной из главных проблему транспортной инфраструктуры: «На совещаниях разного уровня часто приходится слышать о самодостаточности УрФО. На деле — это не так. Мы, действительно, научились работать с заказчиками из разных уголков страны и иностранными партнерами. Но нам явно недостает межрегиональных связей. Наладить рынки сбыта в границах одного федерального округа не позволяет дефицит транспортной инфраструктуры. Предприятия справляются с ним по мере сил, но консолидация должна произойти на политическом уровне. Только заполнив рынки друг друга, можно говорить о какой-либо самодостаточности. Пока мы не видим даже внятной стратегии развития».

Отсутствие единой стратегии может довести до упадка территорий, добавляет Александр Татаркин, директор Института экономики УрО РАН: «Сегодня основная масса трудоспособного населения стягивается в областные центры — там есть работа, уровень заработка выше. Затем происходит миграция между регионами: промежуточный этап — Екатеринбург, конечная цель — Москва. Малые города, которые лишились градообразующих предприятий, уже давно перестали развиваться. Многие просто вымирают. А вспомним, сколько школ и больниц было расформировано в сельской местности — людей лишили условий для благоприятной жизни. Но как только человек чувствует бесперспективность — он начинает искать новое место для жизни. Эту проблему надо решать как раз на уровне УрФО — за счет переноса производства из областных центров в малые города, предоставления преференций малым предприятия, льготных условий по ипотеке и пр.».

В явных аутсайдерах — Курганская область. Здесь самые низкие экономические и финансовые показатели в округе, и самые высокие долги предприятий. Г-н Татаркин полагает, что к такому исходу привели итоги приватизации в 1990-е гг.: «Курган всегда был вне поля зрения федерального центра. И когда госсобственность стали передавать в частные руки, основной интерес сосредоточился вокруг Свердловской и Челябинской областей, хотя курганское машиностроение было ничуть не слабее. Местные предприятия в результате приватизировали региональные бизнесмены. На фоне экономической стагнации тех лет и в отсутствии поддержки промпроизводство сошло на нет. Ситуацию могла спасти только политическая воля, но сильных местных чиновников не оказалось. Регион стал дотационным. В Москве к нему относятся подчеркнуто пренебрежительно: сегодня большие средства вливают в Чечню и Дагестан, а Курган на их фоне выглядит обреченным. Хотя поддержка региона, вывод его на траекторию устойчивого развития, позволили бы получить большую отдачу, чем от территорий Кавказа».

Специальный проект «УрФО на блюдечке» читайте в свежем номере «ДК» — в понедельник, 25 февраля 2013 г.