эксперты Сергей Попов исполнительный директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Евгений Сиваев коммерческий директор ООО «ПУСК-ЕКБ» Людмила Смирнягина начальник отдела контроля за соблюдением рекламного зак
эксперты
Сергей Попов
исполнительный директор ОАО «Свердловэнергосбыт»
Евгений Сиваев
коммерческий директор ООО «ПУСК-ЕКБ»
Людмила Смирнягина
начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и недобросовестной конкуренцией Управления ФАС по Свердловской области
Александр Соболев
начальник отдела ценообразования в энергетике Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Михаил Шор
заместитель директора по сбыту Екатеринбургской электросетевой компании
Из чего складывается тариф на электричество
По какому принципу распределены клиенты
Сколько денег приносит один потребитель
На одном из предприятий города рассказывают: «В 2006 г. мы сотрудничали с двумя поставщиками электроэнергии. Основная площадка завода работала с одной сбытовой компанией, а насосная станция — с другой». С 2007 г. руководство предприятия решило продолжить отношения лишь с той организацией, у которой ниже тариф. Другого сбытовика за три месяца до истечения срока действия договора предупредили о прекращении сотрудничества.
Однако сбытовая компания не хотела упускать клиента. «Нас старались убедить, что завод имеет право получать энергию только от этой организации. Вначале прислали договор, затем стали приходить счета за электроэнергию, — поясняет представитель завода. — Часть предприятий, оказавшихся в ситуации выбора поставщика, сбытовики принуждают подписывать соглашение, угрожая отключением энергии. Нам повезло, на нас не давили. Насосная станция подает воду для котельной завода и еще ряда промышленных предприятий и котельных, которые отапливают жилищный сектор. Поэтому никто не рискнул бы прервать снабжение».
Позже этот случай и эпизоды с участием других заводов рассматривала комиссия Управления ФАС по Свердловской области, квалифицируя их как недобросовестную конкуренцию.
Сбытовые компании появились в результате реформы РАО «ЕЭС России». Они создавались либо из структур РАО, либо по частной инициативе.
В нашей области интересы РАО представляло АО «Свердловэнерго». Раньше разные подразделения этой единой организации занимались производством, передачей и продажей электроэнергии. Монополия сдерживала дальнейшее развитие отрасли. Необходимы были инвестиции в генерацию: нехватка мощностей тормозила рост промышленности и городов. Наращивать выработку энергии следовало лишь одновременно с увеличением пропускной способности сетей. А они были полностью загружены, присоединить нового потребителя стало практически невозможно. Отсутствовала четкая финансовая дисциплина — отделы единой компании прощали друг другу неплатежи. Государство полностью регулировало цены на продажу электроэнергии. Чтобы реформировать энергетику, развели две группы функций — естественномонопольные и потенциально конкурентные. К первой отнесли передачу электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление. Ко второй — производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис. Конкурентные функции решили вывести из монополии на частный рынок.
1 апреля 2005 г. из состава АО «Свердловэнерго» вышло ОАО «Свердловэнергосбыт» — крупнейший поставщик энергии в области. Сегодня, по собственным оценкам компании, она поставляет 92% потребляемой в регионе электроэнергии. 80% от объема закупленной электроэнергии организация продает конечному потребителю, остальное у нее покупают другие сбытовые компании для своих клиентов. В столице Урала ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» (ЕЭСК) планирует пройти процесс разделения (в соответствии с законом организации больше не могут совмещать функции по передаче и сбыту электроэнергии). «Разделение должно завершиться в октябре 2007 г. В результате из ОАО «ЕЭСК» будет выделено ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», — сообщает МИХАИЛ ШО , зам. директора по сбыту Екатеринбургской электросетевой компании.
Одновременно появлялись независимые сбытовые компании. Они формировались на базе промышленных холдингов или по частной инициативе (см. «Детали» на стр. 45).
Вскоре для новых конкурирующих фирм упорядочили правила игры. 1 сентября 2006 г. правительство РФ приняло «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Документ разделил игроков на две категории — гарантирующие поставщики (см. «Детали» на стр. 45) и независимые энергосбытовые компании. Статус гарантирующего поставщика (ГП) налагает особые обязательства. «Независимо от места проживания и объема потребления у каждого клиента есть свой гарант надежного энергоснабжения — энергосбытовая компания, которая обязана заключить договор купли-продажи электроэнергии с каждым обратившимся абонентом», — подчеркивает СЕРГЕЙ ПОПОВ, исполнительный директор ОАО «Свердловэнергосбыт». ЕВГЕНИЙ СИВАЕВ, коммерческий директор ООО «ПУСК-ЕКБ», видит в этом условии минус для ГП: «Если неплательщик, которого не берут независимые компании, обратится к ГП, тот обязан его взять». Но все же обладать статусом ГП среди энергетиков считается престижно и выгодно — компаниям обеспечена финансовая устойчивость. Согласно «Правилам», потребитель должен выплатить компенсацию ГП, если решил сменить его на другую сбытовую компанию до окончания срока действия договора. Статус ГП присваивает Региональная энергетическая комиссия (РЭК) на конкурсной основе. Сейчас на территории Свердловской области семь гарантирующих поставщиков. Энергосбытовая организация в качестве ГП действует на конкретной территории, границы которой определяет РЭК. Часто эти пределы совпадают с территориальным делением. Например, в зоне действия «Свердловэнергосбыта» как ГП — 72 муниципальных образования области. А у ЕЭСК — одно (Екатеринбург).
Независимые компании можно разделить на два вида. «Существуют энергосбытовые организации, которые поставляют электроэнергию как гражданам-потребителям и приравненным к ним категориям, так и промышленным предприятиям. Тарифы для них раз в год определяет РЭК, — уточняет г-н Сиваев. — И есть компании, работающие исключительно с промышленными предприятиями (категория — прочие потребители). Они получают возможность поставлять электроэнергию по свободным (договорным) ценам». Независимых компаний с регулируемыми тарифами, как сообщает РЭК, на территории Свердловской области 13. Точное число независимых организаций второго типа энергетики назвать затрудняются. Обычно эти компании закупают энергию на оптовом рынке непосредственно для нужд конкретных промышленных холдингов. Например, в Нижнем Тагиле «Металлэнергофинанс» поставляет энергию для НТМК.
ГП и независимым компаниям, обслуживающим в том числе население, тарифы на сбыт электроэнергии ежегодно утверждает РЭК. «Тарифы формируется из трех основных составляющих, — объясняет АЛЕКСАНДР СОБОЛЕВ, начальник отдела ценообразования в энергетике РЭК Свердловской области. — Первая составляющая — покупка электроэнергии на рынке. Следующая — передача энергии по сетям. С 2007 г. этот показатель на одном уровне напряжения равен для всех потребителей, независимо от того, в какой точке области они находятся». Третий компонент, по словам г-на Соболева, — сбытовая надбавка. Ее величина зависит от экономически обоснованных затрат сбытовой компании (зарплата, налоги, аренда и т. д.). По данным РЭК, сбытовая надбавка у всех разная, в среднем она равна 3-4% от тарифа. Разница в средних сбытовых надбавках у регулируемых сбытовых компаний составила в этом году около 5 коп.
Сбытовые организации, созданные в процессе разделения монопольных и конкурентных функций, автоматически получили клиентскую базу. В основном они продолжают сотрудничать со старыми потребителями, энергия к которым поступает от некогда родственных сбыту сетевых компаний.
Независимым сбытовым организациям пришлось самостоятельно формировать клиентскую базу. «ПУСК-ЕКБ» — одна из первых независимых сбытовых компаний, она начала операционную деятельность в 2004 г. На тот момент еще не было ГП, поэтому чтобы клиент перешел к нам на обслуживание, ему необходимо было расторгнуть договорные отношения с предыдущим поставщиком и заключить соглашение с нами. Мы привлекали потребителей за счет инновационных на тот момент подходов. Скажем, изначально мы соблюдаем принцип одного окна — компанию полностью ведет один менеджер, а также максимально упрощены процедуры работы для потребителя», — объясняет Евгений Сиваев.
Исторически сложившееся распределение клиентов энергосбытовых компаний условно. Потребитель в любой момент вправе поменять поставщика. На закрепленной за ГП территорией может работать несколько независимых сбытовых организаций или другой ГП на общих правах. Так воплощается идея либерализации рынка и конкурентной среды. Именно это и привело к борьбе за клиентов. «Энергосбыт — это прежде всего клиентская база. Без нее компания теряет свою ценность», — подчеркивает г-н Сиваев. В условиях естественной конкуренции энергосбытовые компании стараются расширять свое присутствие, где-то уступая потребителю в цене или предлагая дополнительные сервисы. Однако, отмечает Евгений Сиваев, новые клиенты появляются редко — при технологическом подключении оборудования: «Как правило, у потребителя уже есть договор с одной из энергосбытовых компаний, и это определяет агрессивный характер конкурентной борьбы. Чтобы увеличивать собственную клиентскую базу, приходится уменьшать базу клиентов вчерашнего партнера».
Потребители сбытовых компаний — заводы, ЖКХ, частный сектор, муниципальные предприятия (больницы, садики и т. д.), сельхозпроизводители. Самым лакомым куском в клиентской базе считаются заводы. Один производитель может закупать в месяц энергию на сумму от 10 тыс. до 300 млн руб. В сбытовых организациях уточняют, что большинство промышленных предприятий ежемесячно тратят на электроэнергию от 1-5 млн руб. Именно за таких клиентов разворачивается ожесточенная конкуренция.
Борьба не всегда честная. ЛЮДМИЛА СМИРНЯГИНА, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и недобросовестной конкуренцией Управления ФАС по Свердловской области, говорит, что за первое полугодие 2007 г. было рассмотрено два дела с участием сбытовых организаций. По одному из них в зоне конфликта двух сбытовых компаний — «ПУСК-ЕКБ» и ЕЭСК — оказались одиннадцать предприятий, среди которых ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод», ОАО «Кондитерское объединение «СладКо», Уральский завод гражданской авиации, Уральский завод РТИ и др. Во втором случае «Свердловэнергосбыт» и Свердловская энергогазовая компания (СЭГК) делили 224 дома, находящиеся на обслуживании МУП УЖКХ администрации городского округа г. Верхнего Тагила.
В Екатеринбурге наиболее острая борьба идет между ООО «ПУСК-ЕКБ» и ОАО «ЕЭСК». «ПУСК-ЕКБ» в 2006 г. покупал энергию у ЕЭСК и продавал ее своим потребителям. С 2007 г. компания прекратила сотрудничество с ЕЭСК и заключила договор со «Свердловэнергосбытом». В начале года ряду потребителей «ПУСК-ЕКБ» стали приходить письма от ЕЭСК, в которых предлагалось сменить сбытовую компанию. «В целях защиты интересов Вашего предприятия и обеспечения бесперебойного снабжения его электроэнергией в соответствии с п. 61 «Правил» предлагаем Вам оформить отношения по электроснабжению объектов Вашего предприятия с ОАО «ЕЭСК» — ГП, в зоне действия которого находятся объекты Вашего предприятия», — цитирует строчку из письма г-жа Смирнягина. В качестве аргумента ЕЭСК утверждала, что «ПУСК-ЕКБ» больше не приобретает энергию ни у одной из энергосбытовых организаций, а следовательно, и не может ей распоряжаться. Директорам дали понять, что их заводы потребляют электроэнергию, не имея на руках договоров, и, согласно «Правилам работы розничных рынков», возможны отключения. «Руководители предприятий засомневались в правильности выбора поставщика, никто не хотел оставить производство без электроэнергии. Свердловский инструментальный завод прекратил договорные отношения с «ПУСК-ЕКБ», — рассказывает Людмила Смирнягина. «ПУСК-ЕКБ» для защиты своих интересов обратился в УФАС с заявлением. На рассмотрении дела ЕЭСК объяснила свою позицию незнанием, что бывший партнер покупает энергию у «Свердловэнергосбыта». Поскольку потребители находятся в зоне действия ЕЭСК как ГП, компания решила позаботиться о клиентах конкурента. «ПУСК-ЕКБ» был обязан уведомить ОАО «ЕЭСК» как сетевую организацию о наличии заключенного договора энергоснабжения, но не сделал этого, — сообщает Михаил Шор. — Налицо бездоговорное потребление электроэнергии клиентами ООО «ПУСК-ЕКБ», в результате чего ОАО «ЕЭСК» могло понести убытки».
В масштабах области за потребителей борется другая пара игроков — «Свердловэнергосбыт» и Свердловская энергогазовая компания. В марте в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление от «Свердловэнергосбыта» о защите деловой репутации. Дело в том, что СЭГК распространила в районных газетах статью, в которой утверждалось, что конкурент не имеет права заключать договоры и выставлять квитанции потребителям, находящимся в зоне обслуживания СЭКГ, поскольку она считается ГП на данной территории. «Свердловэнергосбыт» настаивал, что СЭГК вводит в заблуждение клиентов. Суд принял решение в пользу «Свердловэнергосбыта». Чуть позже, в июле, УФАС рассматривало заявление Свердловской энергогазовой компании в отношении «Свердловэнергосбыта». СЭГК вновь в качестве гарантирующего поставщика требовала, чтобы потребители расторгли договор с конкурентом. Людмила Смирнягина: «УФАС отказало в возбуждении дела, поскольку, согласно «Правилам», потребитель может выбирать любую сбытовую организацию. На территории ГП вправе работать другие сбытовые компании».
Энергетики отмечают, что конкурентному розничному рынку электроэнергии нет еще и года. Поэтому и компании, и клиенты плохо знают правила работы на нем. Разная трактовка этих правил каждым из участников приводит к заблуждениям и манипуляциям. Судебных прецедентов, по словам игроков, пока тоже мало, что позволяет навязывать партнерство не всегда честными методами.
Эксперты сходятся во мнении, что недобросовестная конкуренция скоро прекратится: новые компании вряд ли появятся, существующие же перейдут к цивилизованным методам. «У нас формируется модель, близкая к шведскому или английскому варианту. В этих странах основные принципы регулирования розничного рынка, разделения видов деятельности по передаче и сбыту соответствуют российским требованиям. Хотя в Швеции и Великобритании независимые сбытовые компании занимают нишу около 15% от общего объема продаж», — рассказывает Михаил Шор. По его словам, новой сбытовой компании, чтобы выйти на рынок, нужно преодолеть слишком много барьеров: «Клиентская база уже поделена между существующими игроками. Для закупа электроэнергии необходим большой объем финансовых средств (к примеру, полезный отпуск электроэнергии1 ОАО «ЕЭСК» в 2006 г. достиг 5,8 млрд руб.). Для портфельных инвесторов велики риски — у сбытовых компаний нет материальных активов. Ну и, наконец, рынок очень специфичный, количество высококлассных специалистов ограниченно». Рост числа независимых организаций возможен, если крупные потребители, у которых доля энергии в себестоимости продукции велика, начнут создавать свои структуры и выходить на опт.
Конкуренция между игроками перейдет в следующую, более цивилизованную фазу — от недобросовестных методов к ценовым предложениям и дополнительным сервисам. Евгений Сиваев: «Сбытовая компания не может жить только монетарной конкуренцией. Если смотреть по прошлому году, то разница в тарифах на высоком напряжении со «Свердловэнергосбытом» у нас была существенной — 16 коп. У них 1,28 руб./кВт·ч, а у нас 1,12 руб./кВт·ч. В тех условиях переманивать потребителя было проще. В этом году разница в тарифах у всех минимальна. Это говорит об одном, что ценовая конкуренция себя изживает. Сейчас при практически равных тарифах большую роль играют дополнительные сервисы, организация учета, планирования и индивидуальный подход».
Сергей Попов тоже считает, что будут развиваться дополнительные сервисы: «Многие до сих пор воспринимают сбытовой бизнес исключительно как трейдинг электроэнергии. Однако любой бизнесмен знает, что в профильной деятельности всегда существует пространство для развития непрофильной. Для сбытового бизнеса таким пространством оказывается биллинг, т. е. возможность собирать с населения платежи в интересах различных компаний — поставщиков услуг». Г-н Попов добавляет, что возрастет роль смежных с энергоснабжением услуг, в частности помощь при внедрении современных средств учета электрической и тепловой энергии, измерительных информационных систем, систем контроля и регулирования расхода энергоресурсов.
Энергетики говорят, что на новом витке борьбы за клиента они готовы оказывать ему и такой сервис, как энергосбережение. При производстве часто происходят потери электроэнергии. Свести их к минимуму помогает внедрение энергосберегающих технологий. Сократить затраты на энергию позволяет также анализ показаний приборов учета и контроля. На основании их данных можно выстроить наиболее экономичный режим потребления для предприятия (к примеру, перевести некоторые производственные циклы на ночное время, когда тариф ниже). Получается, что сбытовые компании готовы научить своих клиентов экономить энергию, даже подрезая таким образом собственные объемы продаж.
1 Полезный отпуск электроэнергии — это ее объем, предъявляемый к оплате.
детали
В Свердловской области только семь гарантирующих поставщиков
Перечень сбытовых компаний Свердловской области, тарифы которых регулирует Региональная энергетическая комиссия (РЭК)
Со статусом «Гарантирующий поставщик» | |||
№ | Компания | Населенный пункт | Как появилась компания |
1 | ОАО «Свердловэнергосбыт» | Выделилась из АО «Свердловэнерго» | |
2 | ОАО «ЕЭСК» | г. Екатеринбург | Сейчас идет процесс выделения «Екатеринбургэнергосбыта» |
3 | Екатеринбургский филиал ООО «КЭСК — Мультиэнергетика» | г. Екатеринбург | Прекратил свою деятельность, все права и обязанности по заключенным договорам перейдут к «Свердловэнергосбыту» |
4 | ОАО «Роскоммунэнерго», Нижнетагильский филиал «Тагилэнергосбыт» | г. Нижний Тагил | |
5 | ОАО «Свердловская энергогазовая компания» | г. Екатеринбург | Создана по инициативе правительства области и ЗАО «Уралсевергаз» |
6 | ООО «Новоуральская энергосбытовая компания» | г. Новоуральск | Учреждена администрацией Новоуральска и Уральской энергетической компанией (входит в ГК «ТЭНКОМ») |
7 | МП «Городские электрические сети» | г. Верхняя Салда |
независимые энергосбытовые компании | ||
№ | Компания | Населенный пункт |
1 | ООО «ПУСК-ЕКБ» | г. Екатеринбург |
2 | ООО «ВТУЗ-Энерго» | г. Екатеринбург |
3 | ООО «БЭМЗ-ЭНЕРГО» | пос. Баранчинский |
4 | ОАО «ВНИИМТ» | г. Екатеринбург |
5 | ООО «Изумрудэнергосбыт» | г. Екатеринбург |
6 | ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» | г. Лесной |
7 | ООО «Электросетевая компания» | г. Заречный |
8 | ОАО «Межотраслевой концерн «Уралметпром» | г. Екатеринбург |
9 | МУП «Академэнерго» | г. Екатеринбург |
10 | ФГП «Производственное объединение «Уралвагонзавод» | г. Нижний Тагил |
11 | МУП «Муниципальные электрические сети» | г. Екатеринбург |
12 | ООО «Уралтрансгаз» | г. Сысерть |
13 | ОАО «АтомЭнергоСбыт» | г. Москва |
Источник: Постановление РЭК от 05.12.06 № 191-ПК «Об утверждении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, прочим потребителям Свердловской области в 2007 году», данные открытых источников и опроса игроков рынка.