«Невидимый храм вброд перебрался на другой берег пруда, невидимо притулившись в сквере у драмтеатра. И стало уже то ли не смешно, то ли наоборот, вся история превратилась в анекдот» — Евгений Енин.
Сегодня, 12 февраля, депутаты Екатеринбургской городской думы вынесли решение, которое узаконивает строительство печально известного храма-на-драме. Участок перевели в нужную для возведения церкви категорию, горожанам остается только обсуждать сам проект — но маловероятно, что для этого удастся собрать нужное количество голосов. Евгений Енин на DK.RU подводит итоги длительного противостояния запрудистов-антихрамистов.
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— У Екатеринбурга есть достопримечательность. Кочующий храм св. Екатерины. Достопримечательность невидимая, но прославившая город. Невидимая, но собравшая самый большой митинг протеста после 91-го года. Невидимая, но породившая среди горожан секты сторонников и противников строительства.
Да, именно секты. В которые входят те, кто верит в то, что храм непременно должен быть построен, и после этого если не манна с неба посыплется, то жизнь существенно улучшится; и в то, что не дать построить этот храм — смысл жизни каждого честного человека.
Тот приснопамятный, как говорят старожилы, 10-тысячный митинг против строительства храма св. Екатерины на площади Труда был не столько против храма, сколько о том, кто в городе хозяин. Свеженазначенный губернатор Мишарин, сменивший Росселя, показал пальцем на площадь и сказал: «Здесь будет храм. Восстановим». Россель, хоть под конец карьеры и поднадоел, был, безусловно, своим. Вот он мог пальцем тыкать в фундамент Ипатьевского дома, чтобы там появился Храм-на-Крови. А у Мишарина оказался талант не нравиться никому — ни простым горожанам, ни элитам, и чудесным образом объединившиеся низы с верхами показали ему, кто в городе хозяин. Кто именно — народ или Тунгусов — до конца осталось неясным, но точно не Мишарин.
И на этом же историческом митинге была заложена традиция дебилизации аргументов противников храма. Митинг же был не против храма, даже в те времена это было слегка «ту мач», митинг был в защиту фонтана, по документам. Но уже тогда «все всё понимали» (с) Ройзман.
С того момента невидимый храм начал свой невидимый, но, несомненно, крестный путь по Екатеринбургу.
Сначала он ерзал по площади Труда, стараясь не задеть внезапно возлюбленный горожанами фонтан, и последний проект с колоннадой был, на мой взгляд, вполне симпатичным. Но два названия — «площадь Труда» и «храм Екатерины» — в сознании горожан сочеталось как кола и ментос, с похожим эффектом.
Тогда идеологи строительства сделали красивый шаг. Говорите, в центре города нет земли под еще один храм? Ок, он будет на воде. Пока этот проект был в силе, я молчал, сейчас скажу: мне идея строительства на искусственном острове понравилась. Храм или что-то другое, неважно — что-то другое даже лучше, но островок получался симпатичным.
И в первую пару дней после того, как информация о проекте просочилась в паблик, казалось, что вопрос решен, возражений быть не может: ни один фонтан или кустик, ни один квадратный метр общественной земли в центре города при строительстве не пострадают.
Но практически мгновенно возникла секта запрудистов-антихрамистов. Они уверовали в то, что храм и остров испортят все: пруд, панораму, центр, город, жизнь. Водная гладь была объявлена священной, да не подвергнется она никаким изменениям. Столько же священным и историческим был объявлен вид на левый берег пруда с правого берега. Храм его практически уничтожал. Попытки объяснить, что вид на оба берега не исторический, что он сформировался в последнее десятилетие, что он эклектичный и потому ни одно дополнительное пятно его испортить не может по определению, успеха не имели.
Вершиной городского народного акционизма стали «обнимашки»: выстраивание людской цепочкой вдоль пруда для демонстрации власти и примкнувшим олигархам, что все жители города за пруд и против храма. За намеки на то, что пара и даже тройка тысяч человек — это не все горожане, а подавляющее меньшинство, запрудисты были готовы убивать.
Кончилось тем, что без объяснения причин от идеи с островом власти с примкнувшими олигархами отказались, оставив полное впечатление победы запрудистов. Невидимый храм вброд перебрался на другой берег городского пруда, невидимо притулившись в сквере у драмтеатра. И стало уже то ли не смешно, то ли наоборот, вся история превратилась в анекдот.
На мой взгляд, новый проект не интересен ничем. Островной вариант брал островом, а то, что храм на острове предполагался как диснеевский замок в провинциальном пересказе, так и то неплохо: маленькие дети любят все яркое. Новый… Ну, еще один храм в центре, как мне, не специалисту, кажется, слишком большой для этого места. Уменьшить его в два раза, чтобы не навевать депутатам из «подхайатника» и чиновникам из Белого дома мысли о наличии более высшего начальства, тихо построить, тихо открыть.
Почему тихо? Ну как-то не заметно в городе четко выраженного запроса на храм им. Екатерины. Возможно, православные круги без такого храма исстрадались, но страдали они с завидной стойкостью, молча. Храм к 300-летию города, безусловно, станет подарком, но о том, что заметная часть горожан ждет этот подарок хоть с каким-то нетерпением, ничто не говорит.
Немногие публично говорящие сторонники строительства напирают на мистическую составляющую предстоящего обретения. Тут две проблемы. Какие-либо выгоды от появления в городе Екатеринбурге храма Екатерины, это, что называется, только с их слов, догматы иметь в городе одноименный храм не предписывают.
Вторая: восстановление храма Екатерины на прежнем месте, безусловно, имело бы символическое значение отряхивания праха большевизма с наших ног. Но восстановление невозможно по множеству причин и давно не предполагается даже как попытка. И когда сторонники строительства говорят именно о восстановлении, становится неудобно от такого откровенного передергивания в таком богоугодном деле.
Так же неудобно становится, когда слышишь, что наш город назван в честь святой Екатерины. Не хочу кого-то расстраивать, но наш город назван в честь предельно не святой урожденной Марты Самуиловны Скавронской-Крузе, в противном случае мы сейчас жили бы в Санкт-Екатеринбурге.
Впрочем, активные сторонники и активные противники, как и положено, нашли друг друга. Теперь секта антихрамистов объявила неприкосновенным сквер, где предполагается строительство, с обниманием деревьев, все как мы любим. Чем обосновать святость этого именно сквера, они категорически не придумали, поэтому просто #скверубыть. Учитывая длину набережной и степень ее озеленения, уже невозможно отделаться от мысли, что какая-то группа граждан по неизвестным причинам поставила себе цель: не допустить строительства храма св. Екатерины нигде, никак и ни за что. Когда они с серьезными лицами заявляют: «Ни одно дерево не должно быть вырублено», хочется снести их дома, причем, за их счет, и восстановить уральский лес, неизбежно росший там когда-то.
Итак, кочующий потенциальный храм св. Екатерины прошел стадии «восстановленный первый и главный храм Екатеринбурга», «пряничный домик на острове» и превратился во «что-то не очень яркое, чтобы никого не побеспокоить». Но пока что в центре, и отступать, если что, некуда, дальше — только окраины.
На этой неделе случилось, казалось бы, эпохальное: городская дума Екатеринбурга перевела землю под будущий храм из зоны ТОП-1 («территория общего пользования») в зону ЦС-5 («зона объектов религиозного назначения»). Ну что ж, какой-то земснаряд на месте невзошедшего острова тоже появлялся, в итоге безрезультатно.
Прямо интересно: те, кто так хочет появления храма св. Екатерины к 300-летию Екатеринбурга, перестанут уже ждать
второго пришествиянаступления абсолютного консенсуса среди горожан и перейдут к стадии котлована? А те, кто против храма, будут наращивать энергию обнимашек, пока крайне хилую, по мере обнажения масштабности строительства?
Еще одно событие недели: рабочая группа горизбиркома одобрила документы от инициативной группы по референдуму против храма. Если 14 февраля избирком разрешит проведение референдума, это будет первый случай в современной истории города. И мы сможем наблюдать, как инициатива с треском провалится, потому что собрать 53.905 подписи, необходимые, чтобы референдум состоялся, инициативная группа не сможет никогда и ни за что.
А группу эту создал городской штаб Алексея Навального*, для окончательного усугубления. Навальный* против храма св. Екатерины — такое только в Екатеринбурге может быть. Где главная достопримечательность — невидимая.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.