Меню

Уральский страховой рынок вошел в эпоху перерождения

Страховой рынок переживает крупные изменения: убыточность ОСАГО приближается к критической точке, а рынок других видов страхования только складывается.

Законодатели разрабатывают новые нормы, которые облегчат жизнь клиентам, но не страховщикам.

(см. "ДК" №03 от 27.01.2014)

Обострение ситуации с ОСАГО, базовые тарифы которого не менялись 10 лет, в 2013 г. вынудило уральские страховые компании перейти от дискуссий к действиям. Одни для снижения убыточности начали оформлять полисы только в комплекте с дополнительными услугами, другие ограничили продажи полисов (например, перестали работать по выходным). Третьи подошли к решению проблемы со стороны сокращения расходов и стали открывать центры урегулирования убытков (ЦУУ) в удаленных от Екатеринбурга городах области. Как рассказали «ДК» в компании «Альфа Страхование» (часть обращений за компенсацией ущерба они переводят на Серовский ЦУУ), таким образом они стимулируют автовладельцев пользоваться европротоколом и обращаться за выплатами к своему страховщику, а не к тому, кто страхует ответственность виновника ДТП. Соответственно, если понесший ущерб автовладелец – клиент «Альфы», он может обратиться за выплатой в ЦУУ в Екатеринбурге. Всем остальным предлагают адресоваться в офис в Серове.

Добро пожаловать в Нягань

«Обязанность потерпевшего обращаться к страховщику, с которым заключен договор автогражданки – одно из основных планируемых изменений в законе об ОСАГО, - подчеркивают представители «Альфа Страхования». - Европротокол доказал эффективность: если брать рынок в целом, доля жалоб по европротоколу более чем вдвое ниже, чем по традиционному способу урегулирования убытков».
 
Коллеги по рынку отмечают, что распределение клиентов по разным офисам выполняет и роль предохранителя.
 
«Мы видим, что убыточность ОСАГО достигла пограничного уровня, который еще приемлем для одних компаний и уже неприемлем для других, - рассказал «ДК» директор уральской дирекции компании Zurich Владимир Рябухин. – Те, кто не может работать с таким уровнем убыточности, стараются ограничивать продажи полисов. С помощью выноса центров урегулирования за пределы Екатеринбурга они сегментируют клиентов. Клиентов с небольшими выплатами они готовы обслуживать в любом офисе. Если же сумма выплаты существенная – добро пожаловать, например, в Нягань. Причем это абсолютно законная система работы».
 
Какую бы реакцию у клиентов ни вызывала новая тактика страховщиков, альтернатив сокращению розничных продаж и переносу офисов в глубокую область СК не видят. А методичное сокращение разницы между суммами страховых премий и объемами выплат они называют одним из главных рисков бизнеса.
 
«Доля ОСАГО сегодня преобладает в портфелях большинства страховщиков, - отметила в беседе с «ДК» директор филиала «ВТБ Страхование» в Свердловской области Елена Смоленцева. - Складывающаяся судебная практика (например, применение к страховщикам закона о защите прав потребителей) негативно отражается на финансовом результате многих страховых компаний. По этой и ряду других причин все чаще звучат мнения о том, что число страховых компаний будет сокращаться».
 
По мнению г-жи Смоленцевой, придание ЦБ РФ функций мегарегулятора и избрание им курса на оздоровление финансового сектора, есть все основания полагать: вслед за банками и НПФ, бизнес страховщиков также будут пристально проверять: «Поэтому в последние годы страховой рынок консолидируется вокруг крупнейших игроков». Нарастающую убыточность розничного бизнеса страховщиков объясняют и другими причинами.
 
«Судебная практика в последнее время направлена, скорее, на поощрение бизнеса страховых мошенников, чем на защиту добросовестных клиентов», - отмечает генеральный директор СК "Выручим!" Алексей Филиппов. «Нынешняя версия закона о защите прав потребителей позволяет в судебном порядке взыскивать со страховых компаний штрафы, пени и неустойки по заключениям независимых экспертов, которые не всегда бывают обоснованными», - поясняет проблему г-н Рябухин.
 
Убытки от ОСАГО могут нанести еще более ощутимый удар по состоянию компаний, которые на волне роста игнорировали правила формирования резервов. «Теперь такие компании стали заложниками замедления роста и столкнулись с необходимостью удерживать уровень поступлений вопреки рентабельности», - говорит г-н Рябухин.     
 
Надежды уральских страховщиков, работающих в рознице, сегодня связаны с планируемым расширением лимитов ответственности по ОСАГО (до 400 тыс. руб. по «железу» и до 500 тыс. руб. по ущербу здоровью потерпевших) – оно должно сопровождаться повышением тарифов. Если тарифы останутся прежними, страховщики могут совсем свернуть автогражданку, предоставив автовладельцам самостоятельно оплачивать нанесенный их действиями ущерб, считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. С другой стороны, хотя сами тарифы действительно не менялись с 2003 г., правительство несколько раз пересматривало региональные коэффициенты к стоимости страховки. Например, в 2011 г. эти коэффициенты были повышены в ряде субъектов с наиболее высокой убыточностью ОСАГО.
 
«В минувшем году мы выполнили план по сборам премий, но, с другой стороны, заплатили страхователям за их ущерб больше, чем планировали, - рассказал «ДК» Андрей Самойлов, директор Уральского регионального центра «Альфа Страхование». – Так что и прибыль получили ниже планируемой. Частота ДТП растет, растут выплаты, конкуренция ужесточается. Сегодняшняя ситуация в розничном страховании напоминает 2008 г. С той разницей, что тогда у проблем были макроэкономические причины, а сегодня – законодательные. И новый год, на мой взгляд, будет еще сложнее».

Особо опасное страхование

Пока правительство решает судьбу ОСАГО, отдельные страховщики уже взяли курс на другие виды страхования. В том числе и на слабо востребованные сегодня добровольные страховки. 
 
Стимул для поиска новых базовых продуктов снова дают законодатели: за последнее время в ассортименте страховщиков появилось несколько новых обязательных видов страхования: опасных промышленных объектов, гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и ответственности застройщиков перед дольщиками. Но пока это капля в море, только формирующиеся направления, которые слабо влияют на результаты страхового бизнеса. Елена Смоленцева приводит данные, согласно которым объемы новых видов обязательного страхования занимают порядка 2% рынка.
 
«После внедрения этих видов прошло немного времени, чтобы судить об их прибыльности или убыточности, - говорит г-жа Смоленцева. – Так, чтобы страхование строительно-монтажных и любых других сложных технических рисков было прибыльным, страховщик нуждается в качественном андеррайтинге, перестраховочной защите и профессиональном урегулировании страховых случаев. Это существенные затраты для СК, но без них такая деятельность может обернуться большими убытками. Поэтому основными игроками этого рынка являются крупные страховщики».
 
Промышленники, которых обязали страховать опасные объекты, уже заводят разговор об уменьшении тарифов. Этот вопрос пока отложили: в правительстве считают, что необходимость корректировки станет понятна, когда накопится статистика. Но соответствующие поправки в закон о страховании опасных объектов могут быть рассмотрены уже в конце 2014  г., отмечают страховщики.
 
«Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые недобросовестные компании стараются перевести опасный объект в категорию с минимальной страховой суммой и, соответственно, с меньшей страховой премией, а кто-то до сих пор не застраховался, - говорит  г-н Рябухин. - Таким образом, сложно получить объективную информацию о размерах рынка. Нужно больше времени, чтобы все механизмы заработали».
 
«Динамика бизнеса по обязательным видам страхования в части полученных взносов положительная. Но надо учитывать, что сейчас идет рост выплат, - комментирует генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков. – Это напоминает ситуацию с ОСАГО, когда сначала денег было много, так как выплат было мало. Теперь выплат много, и они растут, а взносы стабилизировались. Поэтому я ожидаю в ближайшей перспективе роста выплат и стабилизации прироста взносов по остальным видам, что отрицательно скажется на доходах страховых компаний».
 
По мнению экспертов, добровольное страхование дает больше простора для конкурентных маневров.
 
«За 9 месяцев 2013 года сборы нашей компании по обязательному страхованию опасных объектов составили 707 млн руб., по обязательному страхованию ответственности перевозчика — 510,7 млн руб., - говорит директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Екатеринбурге Наталья Вагина. - В целом по рынку сборы страховщиков за этот период по этим видам страхования составили 8,5 млрд руб., согласно данным ЦБ РФ. В 2014 году годовой объем сборов прогнозируется на уровне 6,5-6,7 млрд рублей. Но нужно понимать, что это обязательные виды, тарифы по которым определены государством, а условия — четко регламентированы. Соответственно, у страховых компаний здесь практически нет свободы для наполнения страховых программ и конкуренции. Так что более перспективны с точки зрения наращивания сборов – добровольные виды страхования». 
 
Благо сегодня игроки рынка готовы страховать практически любые риски, с которыми их клиенты сталкиваются в повседневной жизни: ответственность перед затопленными соседями, осложнения после прививок, стоматологическая помощь сотруднику, откомандированному за рубеж, или ущерб, нанесенный наружной отделке офиса.
 
В целом рынок корпоративного страхования имущества сужается. По словам Алексея Филиппова, за 2013 г. объем бизнеса в этом сегменте вырос на 8,5%, тогда как в 2012 г. динамика составляла 15,8%. С другой стороны, отмечает эксперт, с введением новых обязательных видов страхования компании не сократили бюджеты на добровольное страхование – хотя у страховщиков по этому поводу были серьезные опасения. Устойчивые тренды в обязательных видах корпоративного страхования пока не выделяются в силу молодости рынка. «Например, у нас очень много перевозчиков – по разным методикам государственного подсчета в России их от 300 тыс. до 600 тыс. – говорит г-н Филиппов. И при этом мы располагаем информацией всего о 38 тыс. заключенных договоров страхования с перевозчиками. И в страховании перевозчиков, и в страховании владельцев опасных объектов низкий коэффициент выплат, потому что еще идет период накопления практики урегулирования». 
 
Сейчас Национальный союз страховщиков ответственности массово информирует страхователей и пассажиров о новом виде страхования, в том числе, распространяет памятки для потерпевших в авариях. Но большинство пассажиров просто не знают, что в случае аварии можно обратиться за выплатой к страховщику.

От судов спасут внимание и понимание 

Эксперты предсказывают рост числа отказов в выплатах компенсаций за убытки.
 
«Страховые компании сейчас попали в тупик, - говорит г-н Филиппов. - С одной стороны, добросовестно отказывая в выплатах, не предусмотренных положениями договора, они выполняют условия страхования и, соответственно, избегают налоговых рисков. С другой стороны, после такого отказа они получают исполнительные листы со взысканием не только суммы ущерба, но и неадекватно больших штрафов. Таким образом, страховщик вынужден или допустить налоговое нарушение, или платить штрафы. Сейчас разрабатывается проект закона об унификации страховой деятельности. И я искренне считаю, что его введение сократит число отказов».
 
Г-н Меренков уточняет, что количество отказов вырастет, когда в силу вступят новые, более четкие нормы выплаты компенсаций по страховкам. «В результате решений пленума Верховного Суда и грядущих изменений в законодательство остается два варианта решения при любом страховом событии – заплатить все полностью и полностью отказать, - поясняет эксперт. - Сейчас есть еще варианты выплатить компенсацию частично или принять решение с учетом конкретного страхового случая. Вскоре будет четко сказано – такие-то риски являются страховыми случаями. Такие-то – нет, и платить не надо».
 
Так что основным способом обезопасить себя от отказа в выплате станет четкое отражение в договоре перечня страховых случаев и соблюдение условий договора, говорит г-жа Смоленцева. «Это лучшая гарантия успешного разрешения любого страхового случая, - подчеркивает она. - Несомненно, страховщики стараются идти навстречу клиентам, и местами можно говорить об определенной «либерализации» страхования. Например, сегодня в полисе КАСКО практически любой СК есть пункт о возможности выплатить страховое возмещение без справок из правоохранительных органов. Аналогичные пункты появляются и в продуктах страховщиков по страхованию, например, квартир и домов». 
 
Часть страхователей имеют негативный опыт общения с недобросовестными СК и сейчас с опасением относятся к страхованию, добавляет Наталья Вагина. «Но гораздо больше клиентов просто не понимает механизмов страховой защиты, не видит для себя прямых выгод и старается всеми силами снизить расходы, - говорит она. - Этим и пользуются недобросовестные страховщики, которые продают полисы со скидками до 50-70% от реальной рыночной цены и при этом не гарантируют никакой защиты».
 
Во всех рыночных перипетиях уральские страховщики видят и плюсы.
 
«Российский рынок проходит сейчас одну из самых сложных и интересных стадий: за последнее время было принято сразу несколько судьбоносных для отрасли решений, - резюмирует г-н Филиппов. - Надеюсь, не будет потерян тренд на усиление качества и осмысленности надзора. Но хотелось бы, чтобы стратегические цели были достигнуты раньше, чем на рынок будут допущены западные компании, как того требуют условия вступления в ВТО. Иначе все сложности переходного периода могут достаться российским страховщикам, а к моменту появления на рынке западных – будет создан такой порядок, что российским компаниям места не останется». 

 

Повышающий коэффициент

2% - объем новых видов обязательного страхования в общем объеме рынка

35 страховых компаний могут уйти с российского рынка в 2014 г.

6,5% - годовой рост числа страховых премий в Свердловской области по итогам I полугодия 2013 г.

Источники: Банк России, «ДК»