Меню

«Еще неясно, кто выживет». Топ-менеджер Huawei — об умных городах и первобытных людях

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Паспорта лет через пять станут ненужными — вся информация о человеке будет храниться в облаке. Уличная преступность уйдет, а бизнес изменится так, как мы себе и представить не можем».

Что будет с бизнесом через 10 лет — ответ на этот вопрос волнует любого предпринимателя. Но сегодня смотреть так далеко — бесполезно, уверен Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise в России. «Прямо сейчас происходит тектонический сдвиг, последствия которого мы пока просто не можем себе представить. Пока еще технологии подстраиваются под бизнес-процессы, но вскоре это изменится: бизнес будет строиться от технологий», — поясняет г-н Сереченко.

Он рассказал DK.RU, какая роль уготована человеку в цифровом будущем, в чем плюсы тотального контроля, когда и при каких условиях города станут умными и что для этого делает компания Huawei.

Досье DK.RU

 
Денис Сереченко уже три года занимается развитием Huawei Enterprise в России. До этого несколько лет работал в компании НP, так что с современными технологиями знаком не понаслышке.
Свои футурологические прогнозы Денис сделал во время регионального тура Huawei: компания проводит такие мероприятия регулярно, рассказывая партнерам и заказчикам о современных трендах в мире информационных технологий. В Екатеринбурге для всех, интересующихся будущим, Денис выступил с открытой лекцией.

 

О смене эпох

— Большое видится на расстоянии — этой цитатой из Есенина я мог бы описать то, что происходит сегодня в мире. Мы присутствуем при смене эпох: сегодня с миром творится примерно то же, что на границе 19 и 20 веков, когда на смену лошадям пришел сначала пар, а затем электричество. Меняется все — и бизнес, и само человеческое существование.

Посмотрите, что произошло с нами даже за последние пять лет — вся жизнь человека переехала в «мобильник». Офис, покупки, общение, сервисы — сегодня все в смартфоне. А еще лет через пятнадцать мы эти устройства будем вспоминать с улыбкой и легкой ностальгией: как сегодня вспоминаем советскую эпоху с двумя телеканалами, дисковым телефоном и бубльгумом.

О новых сферах бизнеса и неандертальцах

Из-за такой стремительности очень сложно сказать, что будет с бизнесом. Кроме одного — появятся новые сферы, новые отрасли, которых сегодня даже в проекте нет. Ну скажи вам лет 10 назад, что в 2019-м году самой востребованной профессией будет data scientist, какой была бы ваша реакция? Даже сегодня не все знают, кто это. А между тем data scientist — эксперты по работе с большими данными — сегодня на вес золота: специалистов, способных решать действительно сложные задачи, в мире совсем немного.

Зато полно бизнес-аналитиков: в 2005 году каждый, кто хоть немного был связан с ИТ, мечтал стать бизнес-аналитиком SAP, это было круто. Сегодня эта профессия еще более-менее в цене, но через некоторое время их работу будут делать машины.

Вообще вся рутинная работа в перспективе достанется машинам. А человек будет заниматься тем, для чего его и создал Творец, — созидать, креативить. Человек тупеет от однообразной работы. Хотя есть люди, которым нравится именно работать лопатой. Поэтому возможно и такое развитие событий: цивилизация поделится на тех, кто за цифровые технологии, и тех, кого тянет к природе. Им нравится сажать картошку — поедут в деревню, будут работать в огороде, без сетей, без смартфонов

Я не исключаю, что в будущем человечество разделится на популяции креативщиков и тех, кто по каким-то причинам от технологий сознательно отказался. И не факт, что креативщики победят. Может быть, они первые вымрут. А те, кто картошку сажает — пойдут дальше. Кто знает? Те же неандертальцы жили в одно время с нашими далекими предками, и мозг у них был больше, чем у представителей homo sapiens. Однако они вымерли, а homo sapiens живут и создают сегодня удивительные вещи.

Об электронных чипах в живых людях и тотальном контроле

Глобальные изменения произойдут через несколько лет — когда в коммерческую эксплуатацию запустят сети 5G. Сейчас этим занимаются все компании, работающие в сфере ИТ и мобильных сетей. Huawei в том числе. Регулярно в прессе появляются сообщения, что где-то кто-то запустил тестовую станцию 5G, но на законодательном уровне пока таких решений не приняли — какие это будут частоты, кому они будут принадлежать. Как только эти вопросы решатся — а это дело самого ближайшего будущего — нас ждет очередной технологический скачок.

Что такое Huawei сегодня

 
Сегодня в структуре компании Huawei три больших бизнес-группы, каждая из которых развивает свое направление. На широкого потребителя работает Huawei Consumer Business Group (BG) — это подразделение разрабатывает и производит смартфоны, планшеты и прочие девайсы.
Второе — и самое больше подразделение — Carrier Network BG. Здесь занимаются разработкой мобильных сетей и оборудования для них. «Именно из этого направления Нuawei вырос как компания. Сегодня на долю Carrier приходится больше половины всего объема компании», — рассказал Денис Сереченко. Именно это подразделение занимается 5G,в том числе в России и СНГ.
Третья бизнес-группа — Huawei Enterprise BG — занимается разработкой, производством и поставкой информационно-коммуникационного оборудования для бизнеса и государственных органов. «В России это направление — самое быстрорастущее, — рассказал Денис. — В прошлом году мы выросли на 39% — при общем росте рынка на уровне 1-3%».
Фото: Global Look Press/Frank Rumpenhorst
 

5G позволит по воздуху закачивать в устройства огромные объемы информации с высоким качеством: 10 Гигабит в смартфоне станут реальностью. Это приведет к мобилизации всего и вся.

Появится беспилотный транспорт — и личный, и общественный. Сегодня эти технологии обкатывают во многих странах, Россия — в их числе. Но пока дальше тестовых образцов дело не идет. 5G это изменит.

Осенью 2018 г. Huawei совместно с автоконцерном Audi объявили о создании беспилотных автомобилей нового поколения. Образец авто представили на выставке Huawei Connect в Шанхае в октябре. Через месяц Huawei рассказала об идее создания фреймворка для беспилотных автомобилей Mobile Automation Engine (MAE), использующего сети сотовой связи. Компания рассчитывает таким образом сделать транспорт полностью автономным к 2030 году. Людям останется только отдавать команды искусственному интеллекту. Фото: Алина Гришкевич/БЕЛТА.

Следующий шаг — умное видеонаблюдение, которое избавит улицы мегаполисов от преступности. Это не просто слова — это реальный опыт. Несколько лет назад Huawei и правительство Кении внедрили масштабный проект по видеонаблюдению в столице страны — городе Найроби. За несколько месяцев работы сети уличная преступность сошла на нет — полиция мгновенно реагирует на любые беспорядки, преступников можно вычислить на раз-два. Это снизило социальную напряженность, способствовало развитию малого предпринимательства, в конечном счете, положительно отразилось на экономике.

Кстати, видеонаблюдение станет причиной того, что из обихода уйдут паспорта. Даже чипы, которые фантасты «вживляли» в людей для доступа в Сеть, не понадобятся: при помощи технологий личность любого человека достаточно просто установить. И я не говорю о распознавании лиц — это уже вчерашний день. Сегодня в ходу мимика, эргонометрика — то, что изменить не так легко. Грубо говоря, машины распознают вас не по цвету глаз и родинке на щеке, а по тому, как вы ходите, как двигаете плечами, как чешете нос. Даже если вы загримируетесь, приклеите усы, бороду, подстрижетесь наголо, наденете шляпу — вас все равно узнают по вашим фенотипическим признакам.

С одной стороны, можно говорить о тотальном контроле. С другой — лично мне без разницы, что машина видит, каким маршрутом я каждый день хожу домой, если такой контроль обеспечивает безопасность мне и моей семье.

О том, кому нужны умные города в России

Все эти системы — беспилотники, видеонаблюдение — это элементы умного города. Сегодня эту тему не обсуждает только ленивый. Во многих странах отдельные части умного города начинают появляться. Барселона в Европе, Нью-Йорк в США, Шэньчжэнь в Китае, пожалуй, наиболее продвинулись в этой сфере.

Цифровизуют не только транспорт и наблюдение. В Шэньчжэне, к примеру, стоит около 2 млн датчиков на водопроводе, вся информация с них поступает в ЦОД. Время на устранение аварий сокращено до минимума. Там не человек звонит в диспетчерскую: у меня вода в кране кончилась, а машина видит, что на участке упало давление, анализирует эти данные и посылает бригаду для устранения возможной протечки еще до того, как в кране кончилась вода.

Huawei является одним из крупнейших в мире поставщиков систем для умного города. Кроме того, компания создает среду, объединяющую различные технологии различных производителей в конвергентную систему и позволяющую им бесшовно взаимодействовать. Ежегодно компания вкладывает в исследования и разработки более 10% своего дохода. В частности, в 2018 году инвестиции в R&D составили $15,2 млрд, а за 2008–2018 гг. превысили $75 млрд. 

К сожалению, для России это сценарий не самого ближайшего будущего. Тому есть три причины. Первая и главная — деньги.

Умный город — это про бизнес «в долгую»: инвестиции в проекты огромны, а какой-то отдачи раньше, чем через 10 лет, ждать не приходится. Такие длинные деньги могут быть только у государства. Так что первый шаг для развития умного города — заинтересованность властей. Конечно, развивать такие проекты можно через государственно-частное партнерство, но бизнес должен точно знать, что его риски покроют.

Вторая причина — сети, инфраструктура. Ее практически везде надо строить с нуля. Потому что поставить датчики на то, что есть сегодня — практически нереально или нерентабельно. Кто будет этим заниматься — вопрос.

Третий важный момент — он касается не только умных городов, но интернета вещей в принципе — безопасность. Как только появляется датчик, внедренный в сеть, появляется возможность его «хакнуть». Если умный чайник устроит пожар, кто будет отвечать?!

Для России есть и еще одна сложность — климат. Живой пример: в Москве хотели запустить сервис для парковки по принципу того, что работает в Барселоне, Нью-Йорке, Лондоне. Ты просто тыкаешь в приложение: хочу в такое-то время на определенное количество часов встать туда-то — все, готово, место забронировано. В Москве же реализация этой идеи столкнулась с трудностями: магнитные датчики просто не пережили зиму.

Хотя, думаю, постепенно «поумнеет» и Россия. Даже на Урале есть примеры цифровизации городов. В Сатке — это в трехстах км от Екатеринбурга, в Челябинской области — внедряют сейчас умные перекрестки. В одном из районов Екатеринбурга, Академическом, создана глобальная сеть видеонаблюдения. Как только у властей появится желание и возможность дальнейшей цифровизации, бизнес, и мы в том числе готовы включиться в процесс. Все технологии для этого у нас есть.