Ольга Подосенова координатор программ Уральского экологического союза Древняя поговорка «Мы есть то, что мы едим» переходит из разряда философских истин в рыночные сферы. Рост продаж «экологически
Ольга Подосенова
координатор программ
Уральского экологического союза
Древняя поговорка «Мы есть то, что мы едим» переходит из разряда философских истин в рыночные сферы. Рост продаж «экологически чистой» продукции впечатляет. Динамика этой отрасли совершенно нетипична для сельского хозяйства: неповоротливый, как принято считать, сельскохозяйственный сектор набирает темпы развития, характерные для сферы IP-технологий. Рынок этого товара за 2005 г. оценивают в $35-40 млрд, а его рост — в 20%.
В России понятие «экологически чистый» не закреплено законом, нет и утвержденных методик сертификации продуктов. Наши производители этим активно пользуются: 48% компаний признают, что маркируют свои товары значками «био», «натуральный продукт» или «экологически чистый продукт» без проведения соответствующей экспертизы. При этом они на 20-30% повышают цены. Таким образом, российские покупатели чистых продуктов в большинстве случаев платят за воздух.
Широкое поле деятельности
Производство экологически чистых продуктов питания — уникальная рыночная ниша, обещающая потенциальным инвесторам хорошие деньги. Пока нашим людям доступно только то, что выпускают на Западе. Крупных специализированных магазинов до сих пор нет. Органический продукт находит своего покупателя через Интернет и специализированные отделы крупных супермаркетов. Но ввоз экопродуктов в Россию из-за рубежа малоперспективен: их стоимость будет в 6-8 раз выше обычных аналогов, тогда как на Западе цены «чистого» и «грязного» товара отличаются в 1,5-2 раза. Как утверждают эксперты, развитие отечественного рынка должно устранить это несоответствие.
Российские предприниматели могут производить свою органическую сельхозпродукцию и для внутренних нужд, и для экспорта. Росту рынка способствует также нехватка средств у товаропроизводителей на закупку минеральных удобрений и дорогих средств защиты животных и растений. Конкурентное преимущество нашей державы еще и в том, что возможности рынка экопродуктов ЕС ограниченны. Среди причин — бедные почвы, широкое использование в сельском хозяйстве интенсивных технологий. Россия же на этом фоне имеет огромный ресурс заброшенных земель, практически готовых «к работе».
Кому все это нужно?
Еще десять лет назад экологические продукты находили ограниченное число потребителей. Сейчас круг покупателей заметно расширился и демократизировался.
Можно выделить три основные группы сегодняшней целевой аудитории: первая (самая массовая) — это состоятельные люди, которые часто бывают за границей и имеют представление о плюсах органических продуктов; вторая (ее можно назвать «вынужденной») — это аллергики, продукты «с элементами химии» им противопоказаны; третья группа — антропософы, последователи модной сейчас на Западе и в Москве биодинамической модели мира и гармоничного с природой образа жизни.
Однако уже сейчас есть все основания говорить, что реальный потребитель экологически чистой продукции находится в режиме ожидания. Он станет активным, когда появится возможность приобрести органический товар. По данным социологических исследований, за последние пять лет число жителей России, готовых покупать экопродукты, увеличилось на 19,5%. Сегодня 70% посетителей столичных супермаркетов готовы платить больше за те продукты, на упаковке которых имеется соответствующий значок. Даже среди той части москвичей, которым денег с трудом хватает на питание, доля таких потребителей составляет 32%. В высокодоходных группах она достигает 69%.
Как подступиться?
Можно начать с экспорта. В этом случае развитые страны даже идут на уступки при сертификации, так как им не хватает экопродуктов. Кризис перепроизводства для этого сектора нехарактерен, а конкурентная борьба не такая острая, как на рынке обычных продуктов.
На Западе уже есть опасения, что Россия сертифицирует свои угодья и завалит европейский рынок более дешевыми органическими продуктами. Это вполне реально, поскольку за последние годы, в результате вынужденной дехимизации, в нашем сельскохозяйственном секторе более чем в два раза снизилось производство и использование пестицидов и минеральных удобрений. Многие земли заброшены, а значит, их без особых усилий можно сертифицировать по западным стандартам как органические.
Еще хочу отметить важную мировую тенденцию последних лет — моду на здоровый образ жизни, неотъемлемым элементом которого остается правильное питание. В мире даже появилось альтернативное фаст-фуду движение сторонников национального «небыстрого» продукта — slow food. Мы в этом плане несколько отстаем: массовый покупатель по-прежнему охотнее реагирует на яркую упаковку, не всегда задумываясь о содержимом. Но не может не радовать, что у нас этот процесс отдаления от «домика в деревне» не зашел далеко.
МНЕНИЕ ЗА:
Сергей Емельянов
генеральный директор пищевого комбината «Хороший вкус»:
— На мой взгляд, выпуск экологических товаров способен заинтересовать многих крупных производителей продуктов питания. Особенно если у предприятия существует объективная возможность контроля на всех этапах. Человек должен четко знать, что он платит дополнительные деньги не напрасно. Тогда он скажет: чем выбрасывать деньги на врачей, лучше я вложу кровную копейку в фундамент своего здоровья.
Сегодня Россия способна производить по-настоящему вкусные и качественные мясные продукты. Страховка и гарантия этого — наша огромная территория. На российских бескрайних просторах нет нужды вакцинировать птицу и свинину «до ушей» — это сказывается на химическом составе и вкусе мяса. Есть все предпосылки, чтобы выращивать органически чистые корма для животноводства. Мы готовы производить из полученного сырья продукцию, соответствующую всем требованиям экологической чистоты. Но нам необходима нормальная законодательная база, устанавливающая правила игры для компаний в этом сегменте. Единых критериев, отличающих экопродукт от обычного, пока не выработали. Требуется и система контроля за качеством продукции, поступающей на прилавки. Ожидаемое принятие государственного технического регламента по выпуску экотоваров должно такой механизм запустить. Если все это появится, темпы роста рынка «чистого продукта» будут достаточно впечатляющи.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Николай Попов
генеральный директор компании Intra:
— Поводов для оптимизма я пока не вижу. В ближайшее время Россия вступит в ВТО, чьи экологические нормы жестки, но большинство отечественных предприятий не торопятся сертифицировать свою продукцию под стандартом ISO 9001. Они беспрепятственно клеят значки «экопродукт» на товары, если предельно допустимая концентрация вредных веществ не превышает норму СЭС.
Активнее на этом фоне выглядят представители малого и среднего бизнеса, которые постоянно пытаются сделать свой продукт более привлекательным для потребителя, заменяя ингредиенты на натуральные и внедряя экоупаковку. Но это игроки локального масштаба — они не могут повлиять на ситуацию в стране в целом. Крупные же предприятия сосредоточены на повышении эффективности и снижении затрат. А производство экопродуктов требует существенных инвестиций в новые технологии и оборудование, которые дадут результат не раньше чем через пару лет. Это не всегда устраивает наших инвесторов, нацеленных на быструю прибыль.
Могу привести пример из собственного опыта. Наша компания предлагает предприятиям пищевой промышленности экоупаковку. Из десяти фирм, к которым мы обращаемся, только три соглашаются начать испытания, а внедряет — одна! Хотя разница в стоимости упаковки не превышает 3%, а себестоимость продукта увеличивается всего на 0,01%. Существует еще одна проблема, препятствующая развитию экоотрасли в целом, — большинство крупных предприятий возвели бизнес в статус «дойной коровы» и не хотят тратиться на его развитие.