«Я бы фокусировался на иностранных студентах, не ориентировался на строительство стен как на главную задачу и делал бы вообще советов». Каким должен и не должен быть современный университет — мнение.
Дмитрий Волошин, директор корпоративной сетевой академии «Ростеха»:
Если бы я сейчас начал создавать новый университет, то он бы:
- был только платным для студентов;
- имел гибкую систему скидок для талантливых абитуриентов, вплоть до обнуления платы за обучение;
- предлагал образовательные кредиты с частично субсидируемой вузом процентной ставкой;
- был за городом, но вблизи аэропорта и крупной автомагистрали;
- назывался по географическому местонахождению кампуса, а не 3-7 буквенной аббревиатурой;
- обучал по принципу 2+2+2: общие предметы 2 года + командные роли 2 года + проекты в командах в определенной предметной области 2 года;
- служил бы аутсорсинговым хабом для индустрии, предоставляя дешевые и качественные проектные команды;
- концентрировал лаборатории под имена крупных ученых и их исследовательских команд;
- привлекал деньги фондов и корпораций для развития студенческих стартапов;
- сплачивал выпускников вокруг миссии, традиций и успехов университета;
- был активен в информационном поле, умел работать с современными сми;
- фокусировался на привлечении и удержании иностранных студентов;
- использовал дистанционное обучение для целей образовательного маркетинга;
- фокусировался на обучении людей 30+, построил бы центр карьерного консультирования;
- строил курсы дополнительного обучения на базе основных программ, усложняя их для переподготовки специалистов;
- реализовывал масштабные профнавигационные игры для детей;
- имел несколько колледжей, реализующих дуальное обучение вместе с крупными предприятиями;
- имел сильное студенческое самоуправление, построенное на взаимном уважении преподавателя и студента;
- создал на своей базе публичный очный бесплатный лекторий с трансляцией в Интернет;
- выпускал интерактивную газету;
- внедрил внутреннюю социальную сеть и внутреннюю валюту, достижения бы базировались на сотрудничестве, а не соревновательности;
- открыто публиковал бы все результаты работ студентов и преподавателей;
- фиксировал предельные сроки выполнения административных процедур, их мониторинг был бы публичным.
Если бы я сейчас начал создавать новый университет, то я бы не:
- ориентировался на строительство стен как на главную задачу;
- привлекал бы в советы разных родов неэкспертных статусных лиц;
- делал бы вообще советов;
- создавал структуру с более чем тремя уровнями иерархии;
- разрешал нанимать секретарей и PA, от слова «совсем»;
- собеседовал людей из образования без подтвержденных успешных проектов, выполненных ими;
- ориентировался на собственные силы и знакомства в рекрутинге образованцев, нанял бы три-четыре специализированных агентства и десяток фрилансеров;
- привлекал зарубежных профессоров, хорошие поедут только за ооооочень большие деньги, а это совсем неразумно;
- работал в типовых каналах привлечения абитуриентов, это просто выброшенные деньги;
- создавал бы вначале PR-историю, надо все-таки что-то сделать, а потом трубить;
- критиковал и не принижал опыт российской (советской) школы образования и не противопоставлял себя существующим вузам;
- начинал бы проект без понимания, что это «игра вдолгую» у инвесторов и стейкхолдеров, при малейших разговорах о «прибыли через год» я бы не оставался ни минуты;
- брезговал бы партнерствами с зарубежными вузами, совместные магистратуры и программы двойных дипломов — это вещь;
- ограничивался ребятами из столиц, скорее наоборот старался бы работать с регионами;
- делал узкие направления обучения, наоборот, максимально бы расширял образовательную рамку для генерации новых проектов;
- забыл про инкубирование и акселерирование студенческих стартапов;
- носился бы с СДО (система дистанционного обучения — прим.ред.) как с «серебряной пулей», но и не манкировал бы возможностями blended learning;
- оставлял бы в структуре обслуживающие подразделения вообще, максимум бы выводил на outsource;
- писал бы здесь о том, что создаю что-то до появления реальных результатов.
Dixi