Меню

«Если дождь, вы берете зонт. Так и со школой: не надо ее бояться» — Екатерина Сибирцева

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Зачем мне, чиновнику, приходить к людям — сиди себе, занимайся чиновничьими делами, воруй. Но мне не все равно, что будет с нашими детьми, и я готова выслушивать предложения от родителей».

Чиновник, готовый прийти к людям вечером после работы и простыми словами, с юмором, обсудить проблемы, — в России такое явление редкость. Екатерина Сибирцева, глава городского департамента образования Екатеринбурга, разговаривать с людьми не боится. Хотя зачастую эти разговоры не самые приятные: не так пошла запись в начальную школу, слишком мало мест в первых классах, кормят протухшей едой  — во всем винят Сибирцеву.

Несмотря на поток негатива, Екатерина Александровна пришла на встречу с родителями, которую сама же и просила организовать. Говорила о многом: системе гособразования, семейном обучении и частных школах, роли учителя в современном мире, родительских страхах и формировании ценностей у детей.  DK.RU готов рассказать подробности ее выступления тем, кто  не был на встрече.

Досье DK.RU

 
Екатерина Сибирцева родилась 17 декабря 1972 г. в Свердловске.
После школы — она выпускница школы № 9 — поступила на физфак УрГУ, где училась на педпотоке. «Я всегда хотела быть учителем», — рассказала о себе Сибирцева.
В 1994 г., после окончания университета, вернулась в школу, где училась. Вначале работала лаборантом, затем учителем — преподавала физику в специализированных классах. В 2003 г. заняла должность заместителя директора школы.
В 2008 г. стала директором.
С 2015 г. ушла на пост заместителя руководителя отдела образования Октябрьского района Екатеринбурга.
11 декабря 2016 г. ее назначили на главой департамента образования Екатеринбурга.
 

«Мы распоряжаемся бюджетными деньгами, но в карманах ничего не оседает»

— Для начала расскажу немного о том, как выстроена система управления образования, кто за что отвечает и кто дает нам деньги.

Высший уровень — федеральный. Раньше вопросы образования курировало одно министерство — образования и науки.  В 2018 г. его разделили на два. В зону ответственности министерства науки и высшего образования вошло, как нетрудно понять, высшее образование. Вопросами среднего, среднего профессионального, дополнительного образования заведует министерство просвещения. Именно оно отвечает за общеобразовательные тренды и определяет содержание образовательных программ. Регулируется это содержание госстандартом — ФГОС.  

Базовый закон для нас — № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем все прописано: все обязанности, права, отношения между всеми субъектами процесса. Закон хороший, работающий, обязательно почитайте — это полезно.

Следующий уровень — региональный. Главный орган тут — Министерство образования Свердловской области. Именно оно дает нам деньги. Поскольку мы живем в федеративном государстве, все расходы на образование идут с уровня субъекта федерации. Все наши зарплаты привязаны к среднему заработку по региону.

Наконец, третий уровень, на котором я и работаю — муниципальный. Согласно закону о местном самоуправлении, муниципалитеты могут являться учредителями образовательных организаций. В Екатеринбурге сегодня работает 163 школы, учрежденные муниципалитетом. Также у нас 404 здания детских садов, правда, юрлиц меньше — 350. Плюс 17 учреждений допобразования. Департамент образования Екатеринбурга является их учредителями и распорядителями бюджетных средств.

Деньги распределяются не как я захочу, а в соответствии с нормативами — на каждого ребенка. Они идут на обеспечение школ материалами, закупку мебели, заработную плату учителям, коммунальные платежи и проч. Есть еще отдельные статьи, связанные со строительством новых школ и садиков.

Средняя зарплата екатеринбургского учителя сегодня 32-33 тыс. руб. Воспитатели получают существенно меньше — 17 тыс. руб. Хотелось бы поднять этот показатель, потому что роль садика в воспитании детей тоже высока. Но пока это не в моих силах. Хотя все выделенные деньги идут в дело. В карманах ничего не оседает.

Все это, наверное, вам не очень интересно, хотя польза есть — будете знать, куда на что жаловаться.

«Массовое, доступное, качественное — это три эпитета гособразования. Но одновременно работают лишь два»

На самом деле я больше хотела поговорить не о структуре государственного образования, а об отношениях родителей со школой и родителей со своими детьми, об осознанном родительстве.

Я такая же мама, как, наверное, большинство пришедших на встречу. Старшему моему сыну 22 года, он уже сам работает в школе. Младшей 12, она еще учится. 

И по своей работе, и как мама я постоянно сталкиваюсь с родительскими страхами. Они разные. Самый, пожалуй, главный страх — особенно он проявляется у мам — я плохой родитель. «Плохой» каждый трактует по-своему, но все этого боятся.

Оправдан ли этот страх? Родитель — это, по сути, работа. Работа серьезная. И ошибки здесь вполне могут быть. Но каждая такая ошибка — опыт. Гиперопека — а именно она становится следствием страха оказаться плохим родителем — ни к чему хорошему не приводит.

Ребенок выходит на улицу, у нас начинает биться сердце: сейчас из-за угла на него выскочит педофил, или его изобьют одноклассники, или собьет автомобиль.

Напряженное отношение к школе, к системе образования — оно во многом отсюда. Родители, боясь оказаться «плохими», ищут школу получше: вдруг в обычной школе ребенок не получит нормального образования. Или вообще — его там плохому научат.

Есть такой стереотип — в СССР было лучшее образование и вообще прекрасная школа. По своему опыту — а я училась в советской школе — могу сказать, что это не так. У нас тоже были и троллинг, и буллинг, только называлось это по-другому — травля. И драки были, и учителя применяли методы, которые сегодня никак нельзя назвать педагогическими.

Сегодня отношения в школе — и между детьми, и с учителями — лучше. Но у нас не принято писать о хорошем — это как-то проходит мимо СМИ. Зато любое происшествие сразу начинают муссировать. В итоге рождается новый стереотип: в современной школе все плохо. И учить не учат, да еще и права детей нарушают.

С каждым годом в Екатеринбурге прибавляется число тех, кто переходит на семейное образование или предпочитает отдать детей в частные школы. С точки зрения процедуры перехода все уже отлажено, все это прописано в том самом 273 ФЗ. Если вы решили уйти на семейное образование, надо известить муниципалитет и прикрепиться к образовательной организации, внутри которой ребенок будет проходить аттестацию. Причем количество этих аттестаций — несколько раз в четверть, перед окончанием четверти, в конце года или вовсе как допуск к экзаменам — это все родители могут выбрать сами.

Что касается частных школ, я, конечно, хотела бы, чтобы их становилось больше — при условии, что они обучают качественно, предлагают индивидуальную образовательную траекторию. Однако родители часто под качеством образования понимают качество условий. Предъявляют претензии, скажем, не за ту туалетную бумагу в санитарных комнатах, хотя там пробелы в программе.

Есть три эпитета, которыми я определяю систему образования: «массовое», «качественное» и «доступное». Всех трех одновременно быть не может — только два. Если массовое и качественное, то недоступное. Если качественное и доступное, то не массовое. Если массовое и доступное, то некачественное. Но некачественное — это не значит, что у детей нет знаний. Российское образование сегодня котируется и на международном уровне — наши школы то и дело появляются в мировых рейтингах.

Да, мы не можем обеспечить каждому ученику индивидуальный учебный план. Многие говорят сегодня: я пойду в программисты, мне ваша история не нужна. Но образовательный стандарт един для всех.

Конечно, если бы мы сразу выращивали фрилансеров, которые под пальмой у моря будут в ноутбуке зарабатывать миллионы, тогда надо было бы менять систему госстандартов. Но пока это не так: большинство выпускников пойдут учиться дальше, пойдут работать на предприятия — и выстраивать профессиональные программы обучения можно только на общих базовых знаниях.

«Как социальный институт школа себя изживает, но альтернативы ей пока нет»

Наверное, школа как социальный институт себя изживает. Это 100 лет назад получить знания можно было только в школе. А сегодня любой, у кого есть компьютер с выходом в интернет, может знать гораздо больше учителя.

Я и сама с этим столкнулась — когда преподавала в 11-м физмат-классе. После этого никакой департамент образования и проблемы с записью первоклассников не страшны. Когда сидят перед тобой 20 медалистов, они уже прошли несколько отборов в специализированный класс, они любую задачу решают быстрее тебя! Доказывать им, что ты умнее, глупо. Учитель должен в этом случае стать менеджером, суметь организовать процесс так, чтоб никто не заскучал.

С точки зрения именно передачи знаний живой учитель действительно становится ненужным. Но думать, что главная компентенция школы — дать ребенку знания, неверно.

Школа должна научить маленького человека взаимодействию с другими, выстраивать отношения с миром и с собой. Кстати, по моему опыту как главы департамента образования, часть тех, кто ушел в семейное образование, уже вернулась обратно. Как раз из-за социализации — ребенку становится скучно, у него мало контактов. Он не получает нового опыта выстраивания отношений. Мы же все понимаем, что учителя в школе — это прообразы будущих педагогов в вузе, начальников на работе. Научился общаться с учителем, который тебе не нравится, научишься общаться и с плохим директором.

Учитель в школе выступает в первую очередь носителем ценностей. При этом не стоит думать, что воспитывать ребенка — это прерогатива школы. Все-таки главное — семья. Ваши ценности совсем могут не совпадать с ценностями учителя, ребенку нужно научиться понимать, что ближе и значимее для него. Он должен научиться расставлять приоритеты, делать выбор — и это тоже взаимодействие, которому должна учить школа. Только это взаимодействие не с миром, а с собой.

«Школа — не подготовка к жизни, а часть самой жизни»

Я всегда говорю, что школа — это часть жизни. И оба слова тут значимы. Школа — это жизнь, да. В советские времена, да и сейчас бывает, школьные работники говорят: вот мы вас подготовим к жизни, выйдете из школы — начнете жить. Как будто у ребенка на следующий день после выпускного солнце взойдет с другой стороны… Но ребенок живет сегодня, школа — это его жизнь здесь и сейчас.

Но важна и вторая часть фразы — это часть жизни. Это кусочек опыта, который человек должен приобрести в течение жизни. Другой опыт надо приобретать из других источников. Родитель должен предоставить ребенку палитру такого опыта за счет дополнительного образования — кружки, секции, музыкальные школы, лагеря отдыха. И, конечно, немаловажная часть — общение с родителями, посещение каких-то мероприятий вместе. Подростка лет с 12 вообще везде надо таскать с собой. Вы пошли в гости — и он в гости. Ну засиделся до двенадцати ночи — нестрашно, потом выспится. Вы в кино — и он кино, вы на лыжах — и он с вами.

Не успел сделать домашнее задание — тут уже нужно понимать, что для ребенка и для вашей семьи в целом в приоритете. Это тоже выбор, тоже умение договариваться с собой. Если вашему ребенку важнее сделать полностью домашнее задание — пусть сидит решает свои 400 примеров по информатике. Раз, другой так прорешает, а на третий, глядишь, поймет, что ему важнее пойти с вами в лес или на выставку. Решит 200 задач и успокоится.

Делать работу за него — неправильно и не нужно. Задача родителя — быть рядом и помочь, если его об этом попросит ребенок. Объяснить или помочь найти нужную информацию — но не садиться решать за него. В конце концов, получить двойку — это тоже опыт.

За двойки, кстати, переживать родителям тоже не надо — конечно, в том случае, если они сделали все возможное, чтобы ребенок понял материал. В конце концов, учителю по должности положено научить ребенка своему предмету. Не сумел научить, не сумел объяснить — это уже проблемы учителя. У вас есть полное право прийти в школу и сказать, что учитель высшей категории должен обучить ученика хотя бы на тройку. Читайте закон, там все это прописано. И если учитель вредничает — бывает и такое — включайте в себе потребителя услуг и руководствуйтесь правами потребителя.

Но вообще родители должны относиться к системе образования как к внешнему фактору. Встали вы утром — за окном снег, метель, минус десять на термометре, хотя вчера еще все таяло. Вы же не будете топить снег или приказывать ему, чтобы он испарился — вы наденете теплую куртку и ботинки. Если идет дождь, возьмете зонт. Со школой так же: главное не что делает учитель, а что делаете вы в этой ситуации. Ваш выбор, ваше поведение — это в итоге формирует ценности у вашего ребенка.