«Даже если дела в стране идут не очень, то одним предпринимателям совсем плохо, а другим — очень хорошо. Пришел на рынок с новинкой, которой ни у кого нет — она будет востребована» — Николай Яковлев.
DK.RU представляет «Осеннюю коллекцию»: весь сентябрь читайте лучшие материалы этого лета — специально для тех, кто был в отпуске.
«Время первых» — совместный проект DK.RU, свердловского регионального отделения «Деловой России» и туркластера «Гора Белая», в котором мы рассказываем о тех, кто своими руками и мозгами делал уральский бизнес — предпринимателях 90-х, чьи имена до сих пор на слуху, а компании по-прежнему работают. В своих историях они дают ответ на вопрос: когда было проще строить бизнес — тогда или сейчас.
Сооснователь и генеральный директор компании «Датакрат» Николай Яковлев, создавая свой бизнес 27 лет назад, не думал о многолетнем развитии, не строил глобальных планов. Тогда стояла задача спасти и прокормить коллектив лаборатории «КРАТ» механико-математического факультета УрГУ, на базе которой и была основана компания. Чтобы выжить, искали любой способ, и, пообщавшись с одним из партнером лаборатории, решили развивать сферу штрихового кодирования. В рамках проекта «Время первых» Николай Яковлев рассказал DK.RU, в чем главная разница между бизнесом в начале 90-х и в нынешнее время.
Причина, почему после распада СССР все рвались в бизнес, очевидна. С одной стороны, тогда не было рынка, он только складывался и быстро рос. С другой стороны, у людей не было работы и им нужно было себя как-то обеспечивать: полстраны торговало, и все они были востребованы. «Агенты рынка» рекрутировались из госсектора — прямо скажем, из дилетантов, а не из профессионалов. И постепенно, с заполнением и структурированием рынка, эти люди вымывались, уходили обратно в наемный труд. Оставались только те, кто действительно был готов быть настоящим предпринимателем.
Сейчас рынок совершенно другой: структурированный, конкурентный, да еще и в состоянии рецессии. Сравнивать его с тем, что было в начале 90-х, когда работать мог каждый, никак нельзя — это совершенно разные жизненные и экономические ситуации.
Людей, которые могут быть продавцами и предпринимателями, в совокупности не более 10%. А из этих 10% не более 3% тех, кто может не только продавать, но и брать на себя риск, ведь предпринимательство — это прежде всего риск и его оценка. Наверное, так происходит в любом обществе. Просто в одном случае только эти 3% реально могут открывать бизнес, а в другом — этих людей может быть больше, потому что рынок свободнее. Но сравнивать начало 90-х и нынешнее время никак нельзя: сейчас рынок намного сложнее, он требует других людей, которых в принципе мало. Сегодня кроме риска нужны знания, нужны идеи.
Передо мной в начале 90-х тоже стояла задача найти свое место в новой жизни, но к тому времени у меня уже был опыт. В университете у меня была лаборатория на полном хозрасчете, то есть уже был опыт работы на рынке. Я всегда хотел быть независимым человеком. Найти устраивающую тебя степень свободы можно было по-разному: я работал в науке и особо ни под кого не прогибался. А когда с наукой стало сложно и там перестали платить деньги, я нашел свою нишу — бизнес в сфере автоматической идентификации. Бизнес бывает разным: высокотехнологичный, который близок мне по духу, и «купи-продай», которым в начале 90-х занялись многие — но мне это не особо интересно. Возможности, возникшие в тот момент, совпали с моим внутренним драйвом, который нужен, чтобы нырнуть в этот странный мир.
У предпринимателя обязательно должен быть внутренний драйв. Желание реализовать себя как независимого человека со своими идеями значительно важнее, чем только желание заработать деньги.
Безопасность и престиж бизнеса — разные вещи. Думаю, многие сейчас идут работать по найму, потому что это значительно безопаснее. Устроились работать в хорошую компанию, в которую верите, получаете неплохую зарплату — и вы в среднем классе. Большинство людей выбирает такой путь, и это нормально. Но есть другой тип людей, с идеями, которые они хотят реализовать — этот драйв и двигает их даже сейчас, когда рынок уже поделен и не растет, а прорваться в уже поделенный бизнес очень трудно. Таких людей, со своими идеями, энтузиазмом, умением считать и построить компанию, я называю чемпионами — они выходят победителями даже из описанной ситуации.
Когда мне было 20-30 лет, у меня был выбор, и реализовать себя как независимого человека можно было по-разному. Я выбрал математику. Это был безрисковый выбор.
Если есть идеи, что можно привнести нового, то ты все равно пробьешься, даже на нерастущем рынке.
А если ты посмелее и можешь выйти на зарубежный рынок, то почему нет: очень многие российские предприниматели уехали за рубеж и реализовали себя там. Все-таки идея — это главное. Прийти на рынок розничной торговли и открыть новый магазин без нее — не думаю, что сейчас это хорошая мысль — нужно понять, что происходит на этом очень конкурентном рынке. А если ты пришел с новой идеей, с продуктом, которого еще ни у кого нет и видишь, что он будет востребован — иди и работай.
В 90-е годы вопрос ресурсов не стоял. Их можно было заработать самим (маржа была огромной), или получить от приватизации госсобственности. Сейчас получить стартовый капитал — очень большая проблема: нужно пройти несколько кругов ада, чтобы в тебя поверили и дали деньги. Но если у тебя есть инвестор — смело иди заниматься своим делом. Бизнес всегда будет жить, пока есть рынок. Да, сейчас по разным причинам не самая благоприятная ситуация, но всегда есть ниша, где можно реализовать свою идею: стать чемпионом, получать хорошие деньги и быть счастливым человеком.
Если ты настоящий предприниматель, то в любых условиях будешь искать свою нишу и найдешь ее. Надо не останавливаться, не опускать руки, искать что-то новое. А новое всегда появляется, потому что это присуще человеческому обществу, новое появляется вместе с технологиями, поэтому у бизнеса всегда есть шанс. Никогда нельзя останавливаться на том, что есть — сегодня у тебя хорошо, но ты точно знаешь, что завтра так не будет. Поэтому надо искать что-то, чтобы завтра тоже быть «на волне». Кто не движется вперед, тот движется назад!
Даже если дела в стране идут не очень, то одним предпринимателям совсем плохо, а другим — очень даже хорошо. Я считаю, что предприниматели, которые работают в малом и среднем бизнесе, которые в меньшей степени зависят от воли и капризов государства, всегда могут найти выход.
Читайте о других героях в рамках проекта «Время первых»:
«Все мои деньги уходят на создание собственного государства», — Антон Баков
Александр Оглоблин: «У многих людей есть предел. Так что не каждый может быть бизнесменом»
«Вот если бы мне было 20 лет, я бы поехал в Китай, нашел партнеров и построил там бизнес» — Олег Ананьев