«Я не знаю никого, кто хочет быть «белым». «Если придет налоговая по поводу кассы, придется покупать или закрываться». «Почему государство нас трогает?». Самозанятые и малый бизнес — о налогах.
По подсчетам «Опоры России», в стране около 6 млн самозанятых, из которых полторы тысячи работают законно. Например, на всю Россию только два легальных самозанятых фотографа — в Саратовской и Рязанской областях, cтолько же пастухов сообщили ФНС об источнике дохода (оба из Тывы). Ни налоговые каникулы, ни обещания о снижении нагрузки не решают проблему: регистрироваться самозанятые не торопятся.
Впрочем, зарегистрированный малый и средний бизнес тоже предпочитает не показывать всю выручку. Каждый третий предприниматель, который должен был поставить онлайн-кассу до 1 июля 2018 года, заявил, что не собирается этого делать.
О том, что нужно, чтобы предприниматели переходили на «белую» сторону, VC.RU спросил нескольких бизнесменов.
Иван, владелец магазина разливного пива, Санкт-Петербург
— Мы не работаем с ЕГАИС, у нас нет онлайн-кассы. Большинство пивных точек так работает. Если все поставим, цена закупки сильно вырастет. Пока к таким мелким точкам не придираются, на первый раз не штрафуют, поэтому все можно отложить в долгий ящик.
Крупные компании тоже нарушают, конечно. У нас почти десять поставщиков, двое прям очень крупные, все готовы работать «в черную». Всем так выгоднее, я не знаю никого, кто хочет быть «белым».
Если налоговая прижмет всех, НДС вот повысят до 20% — придется выкручиваться, где-то что-то искать подешевле. Это значит, что будет много левака — никто не будет работать по закону, это идиотизм.
Я не против все соблюдать, лишь бы с нашими законами и налогами я не был в минусе. Если у меня будет три точки, каждая из которых приносит чистыми 50 тысяч рублей после всех налогов и зарплат — тогда можно работать по закону.
Эдуард, совладелец компании пассажирских перевозок, Урал
— В компании не все сотрудники «белые». Мы работаем над этим, довели долю «белых» до 50%. Если сразу обелиться — просто закроемся. Потому что на каждую тысячу рублей, которую платим человеку, надо еще 430 рублей налогов и других отчислений заплатить. Плюс 15% — налог с прибыли. И еще нам не вычитают входящий НДС, ведь почти у всех наших подрядчиков его нет. Это мелкие ИП.
Если все посчитать, получатся, что с каждой тысячи, заработанной сотрудником, мы платим 600–700 рублей налогов и взносов. Я сильно надеюсь, что повышение НДС — просто информационный вброс. Для нас это критично.
Если реалистично посмотреть на ситуацию, для исправления ситуации достаточно, чтобы зарплата сотрудников шла в затраты. Тогда налоговая нагрузка будет сопоставима с тем, что в Европе — я знаю, что европейцы гораздо дальше нас ушли в этом плане.
Антон, интернет-магазин премиальных сувениров, Сибирь
— Хотя мы работаем пятый год, это больше похоже на хобби — выручка в пределах 30 тысяч рублей в месяц. Почти все идет на текущие расходы, только на рекламу в «Яндекс.Директе» отдаем 60%. Конечно, мы не живем на эти деньги, у всех есть другие источники дохода.
Мы не показываем всю выручку — примерно 90%. Если заказчик платит наличными, эти деньги никак не отражаем. Они нужны, чтобы заплатить тому же фрилансеру, который занимается сайтом, он же «в черную» работает. А иначе я замучаюсь выводить деньги со счета, хоть это и копейки.
Еще у меня нет онлайн-кассы. Я проходил тесты для предпринимателей, в том числе на сайте налоговой — и везде получается, что касса нужна с июля 2017 года. Несколько раз подступался к этому вопросу, но потом забрасывал — слишком сложно. Вот, например, если мы через СДЭК отправляем товар наложенным платежом — кто и когда должен чек отдавать? Я не знаю. Говорят, что пока таких мелких никто трогать не будет, поэтому и отодвигаю тему с кассой.
Если придет налоговая по поводу кассы, придется покупать. Ну либо закрываться — непонятно, стоит ли оно того с такими доходами.
Юля, домашний кондитер, Санкт-Петербург
Точную себестоимость и прибыль я не знаю. Продукты — это минимум 50% в стоимости: все ингредиенты натуральные, никакого опта, покупаю по чуть-чуть. Плюс расходы на электричество, оборудование, красивые коробки, ленты и визитки, обучение. Надо минимум три-четыре мастер-класса в год, чтобы не отстать. Если в декабре из-за Нового года я получала 150 тысяч рублей, то чистыми получалось где-то 60 тысяч.
Формально я должна зарегистрировать ИП и платить налоги. Сколько именно платить, не знаю — никогда не разбирала эту тему. Конечно, я читала про кондитера, которую поймала налоговая и заставила заплатить налоги за два года, но я не понимаю, почему государство нас трогает. Я работаю дома, ничего не арендую, у меня нет работников — я же плачу за свою квартиру, в которой работаю, за электроэнергию. Что еще нужно?
Я плачу налоги на основном месте работы, мои знакомые тоже платят, но я не вижу, куда они идут. Кто в основном работает дома? Думаю, что 60% — женщины в декрете. Потому что государство платит за ребенка 50 рублей в месяц после полутора лет. Когда будет бесплатная медицина, детский спорт, образование, поддержка малого бизнеса — тогда все станут платить налоги.