О том, как работает наш мозг, с каждым годом становится известно все больше. За счет чего мы идентифицируем собственную личность, как формируем образы. МНЕНИЕ профессора Татьяны Черниговской.
Татьяна Черниговская, крупнейший отечественный специалист в области теории сознания, руководитель кафедры конвергенции естественных и гуманитарных наук Петербургского государственного университета, профессор, в Facebook пишет об особенностях работы мозга:
— У нас в мозгу есть так называемые зеркальные системы. Это такие группы нейронов, которые включаются не в момент, когда вы сами что-то делаете, а когда вы либо наблюдаете, как это делают другие, либо — внимание! — вы это придумываете, вспоминаете или сопереживаете.
Зеркальные системы считаются основой любого обучения: «Делай, как я, веди себя, как я». Этот процесс является основой обучения языку, а также успешной или неуспешной коммуникации. Как бы «Я тебя вижу не глазами, а мозгом, я вижу, кто ты, я понимаю, кто ты».
Если у человека эти системы поломаны, не работают, то он теряется в мире. У него не получается коммуникация, он не чувствует вашего эмоционального состояния. Например, родители приходят домой измученные на работе, уставшие, а дети абсолютно не реагируют на это. Они не реагируют ни на чужую боль, ни на плохое состояние, ни на хорошее. Они живут в своей скорлупе, и эта скорлупа, в частности, характеризуется отсутствием зеркальных систем.
Читайте также: «Живем так, словно все остальные знают и думают то же самое. С какой стати?»
— Мы — это кто? Мы это то, что мы помним. Если у нас стереть всю память и всю личность, то нас больше нет. Руки-ноги есть, зубы, клыки, только мы больше не та же личность. Мы это то, как мы себя идентифицируем.
Кроме того, мы — это наше собственное время и способность удерживать в сознании индивидуальную временную ось. (Сколько вам лет сейчас? Три, двадцать три, пятьдесят три, сто двадцать три?) И, более того, узнавать себя, несмотря на все происходящие перемены.
Вот это, кстати, интересная вещь. Как мы себя вообще узнаём? Вы возьмите свои собственные фотографии, когда вам три, пять, пятнадцать, тридцать лет и так далее. Это же вообще другой человек. Это другой человек и по мировоззрению: то, что он сейчас считает хорошим, он считал бесконечно банальным, на что не стоит обращать никакого внимания. Изменилось все.
И как нам удаётся держать себя как ту же самую личность?
— Академик института философии РАН, гениальный человек Владислав Александрович Лекторский сформулировал теорию о том, что мозг находится в мире, а мир находится в мозгу. Субъективные состояния и психические феномены — сознательные и бессознательные — порождаются нейронными сетями, с очевидностью имеющими адресата.
Образы и представления — не копия и даже не сумма физических сигналов, поступающих на рецепторы. Их строит наш мозг. То, что видится, слышится и осязается, отличается у разных видов животных и у нас — не потому, что у нас разные диапазоны зрения, слуха, обоняния и так далее, а потому, что у всех разный мозг, который обрабатывает сигналы по своей определенной схеме, формируя субъективные образы.
Мозг — не сумма миллиардов нейронов и их связей, есть еще индивидуальный опыт, который сформировал этот инструмент, наш мозг, и настроил его. Мы активно извлекаем знания и конструируем мир, накладываем на мир свои схемы и имеем такую реальность, потому что у нас такой мозг.