Меню

«В 2008 г. сокращали всех и вся. На этот раз ничего подобного не повторится»

Иллюстрация: личный архив Ольги Чебыкиной

В текущих условиях бизнес думает над тем, как сократить затраты. По словам эйчаров, дальновидные предприниматели будут спасать не активы, а персонал, ведь кризис 2008 года показал: главное — люди.

Ольга Чебыкина, управляющий партнер компании «HR-Лидер»:

— Мы работаем со многими компаниями и можем сказать, что бизнесмены крайне настороженны и готовятся к значительным переменам. Паники среди наших клиентов-собственников нет, но есть паника и истерия в информационном пространстве, которая активно поддерживается сотрудниками линейного уровня.

Понятно, что весь бизнес сейчас думает над тем, как сокращать затраты. На предприятиях разрабатываются сценарии того, что может случиться, и как бизнес будет на это реагировать. Но пока существует отвлекающий момент коронавируса, очень немногое можно понять и предсказать.

Если говорить о первом серьезном кризисе для нашего бизнеса, который пришелся на 2008 г., то сценарии действия для работодателей в то время и сегодня совершенно разные.

В 2008 г. большинство наших «молодых» предпринимателей охватила паника, на предприятиях практически не существовали системы управления финансами, персоналом и тесно связанной с ними экономики труда.

Во время любого кризиса предприниматели начинают смотреть на самые большие статьи расхода: для производственников на первом месте всегда стоит сырье, а затем — фонд оплаты труда; а для непроизводственных бизнесов, как правило, фонд оплаты труда находится на первом месте.

Поэтому в первую очередь во время кризиса 2008 г. стали резать самую большую статью затрат — фонд оплаты труда, что повлекло за собой массовое высвобождение сотрудников, проще говоря, произошли массовые увольнения. Никто не разбирался, является ли сотрудник ключевым и незаменимым для предприятия, — все спасали свои активы и финансовые возможности.

Но с тех пор подход к управлению бизнесом изменился. Если в 2008 г. сокращали всех и вся, никто не думал о будущем, а бизнес стремился остаться на плаву в моменте, то в этот раз ничего подобного не повторится. Технологии управления развивались и активно внедрялись последние 12 лет, приоритеты ясны, люди важны, ими разбрасываться не будут.

Я еще 10 лет назад начала говорить работодателям о том, что нас ждет кадровая яма, и если у компании не будет кадрового резерва, то шансов на развитие практически нет.

Начиная очередного кризиса 2014 г. работодатели об этом стали задумываться и формировать «золотой фонд» сотрудников, то есть тех, без которых бизнес не может обойтись, это редкие специалисты и  управленцы.

Дело в том, что в кризисные времена нужны не просто люди, умеющие качественно выполнять поручения, нужны лидеры, которые умеют думать, быстро и самостоятельно принимать решения в условиях значительных ограничений: объективной и достоверной информации, финансовых и человеческих ресурсов.

К слову, на то, попадаете вы в золотой фонд или нет, никак не влияет стаж вашей работы в компании. Это совершенно неважно. Важны компетенции с точки зрения поведенческих характеристик и с точки зрения профессионализма.

Кого будут сокращать в текущем кризисе?

На любом предприятии есть два зарабатывающих подразделения: продажи и производство. Дальновидный работодатель, который в любом случае не планирует уходить с рынка, сокращать отдел продаж не будет. 

Если у вас нет продаж, ваше производство никому не нужно. К тому же на рынке менеджеров по продажам в последние годы сложилась такая конкуренция, что «умные» работодатели успели выбрать и привлечь лучших. Расставаться с этими людьми сегодня, конечно, нет смысла, нужно стараться их удержать, и, как бы это странно ни звучало в кризис, активно развивать их компетенции. Но речь только о продуктивных продажниках, массовка пойдет под сокращение.

Что касается производственных подразделений, то, если мы берем средние и крупные производственные компании и заводы, то у них у всех и без того недоштат, людей рабочих профессий не хватает, так что сокращать некого.

Безусловно, ни один грамотный предприниматель до самого конца не откажется от своего человеческого капитала, и персонал из «золотого фонда» сохранит свои позиции.

А вот обслуживающие подразделения типа отдела по управлению финансами, бухгалтерии, юридического отдела или отдела по работе с персоналом — под ударом. Именно там будет производиться максимальная оптимизация.

Если мы говорим про компании малого бизнеса, которые не переживут кризис, то в этом случае на рынке окажется много талантливых людей предпринимательского толка, которых в обычной экономической ситуации не завлечь в найм.

Так что для развивающихся компаний текущий кризис — шанс заполучить хороших сотрудников, которые вдруг останутся без работы. Развивающиеся компании будут прирастать качественным персоналом.

Что касается компаний сферы услуг: фитнес-центров, развлечений, ресторанов, то в самом начале периода массовой истерии у рекрутера Алены Владимирской был отличный пост на эту тему. Она писала, например, про тех, кто занят в туристической отрасли: ребята, бегите, пока не поздно! И я с ней абсолютно согласна.

Сферы типа ресторанов, фитнеса, туризма, ивент-индустрии, во многом гостиничный бизнес будут не востребованы в ближайший год точно, и вряд ли эти рынки быстро восстановятся после коронакризиса, как его теперь принято называть.

Психика людей так устроена, что в период кризиса и в течение года после него люди не тратят деньги на то, что не является обязательным. Поэтому сотрудникам, которые были заняты в этих сферах услуг, нужно задуматься над тем, что еще они умеют делать.

Если вы хотите сохранить уровень жизни, то не стоит пичкать себя позитивной мотивацией про то, что все скоро наладится, нужно начинать действовать, бежать уже сейчас. Если вы давно хотели сменить профиль работы, но никак не решались, — сейчас лучшее время.

В последние 5-7 лет очень много сотрудников было задействовано в сфере развлечений и услуг для населения. Был очевидный перевес. А вот на производственных предприятиях не хватает людей рабочих профессий, не хватает рабочих рук. Вот туда и надо бежать. Производственники в любом случае будут стараться выживать — это основа нашей экономики.

Ведь закрыть кофейню гораздо проще, чем производственное предприятие, потери не так велики, а остановить металлургическое производство, хотя бы законсервировать его, — это очень дорого.

Производственные предприятия в любом случае будут искать сотрудников. Время развлечений прошло, пришло время активного производственного труда, иногда даже физического.

Всем очевидно, что как только спадет истерия с пандемией, которая запустила процесс передела мира и грандиозного падения мировой экономики, мы окажемся в новых условиях. Как вести себя в такой ситуации?

Ответ очень прост: первое — сохранять голову «холодной», не позволять эмоциям управлять поведением, не идти на поводу у информационного истерически-панического программирования. Второе — работать не покладая рук, даже если вы офлайн, выполнять свои задачи четко, без ошибок. Ввести и поддерживать строжайшую финансовую дисциплину и генерировать положительный эмоциональный настрой своего коллектива. Одним словом, соблюдать четкую дисциплину себя и своей команды.

Очень важно в такие времена, как сегодня, не расслабляться и не расхолаживаться. Карантин, работа на удаленке — не время отдыхать, это не каникулы, не отпуск! Это время нужно провести с пользой, содержательно, готовясь к новым условиям и реалиям, а потом — к новому развитию.

Дело в том, что мы все, конечно, переживем это горе потери старого мира: стадию отрицания, злости, торга, депрессии и в конце — принятия. И после этого мы будем готовы выйти в новый мир. И снова наступит стадия роста — это очевидная неизбежность, и мы должны быть к ней готовы.

Когда одна дверь закрывается, открывается новая, и побеждать будут те, кто не отдыхает, а напрягает свой ум и тело в активном принятии того, что уже случилось, и подготовке к новому витку развития. Именно так и развивалось всегда человечество: от кризиса к процветанию. Все нормально. Живем и работаем дальше.