Меню

«Если вы ничего не можете сделать — грызите палочку»

Личный архив Аси Казанцевой**. Автор фото: Анна Сетина. Иллюстрация: Личный архив Аси Казанцевой**

«Высоко мотивирован и бесстрашен. Идеальная комбинация, чтобы влипнуть в амбициозный проект, на который не хватало куража», — Ася Казанцева* о том, как добиться успеха с помощью несчастной любви.

Ася Казанцева* — научный журналист, автор научно-популярных книг, лауреат премии «Просветитель», нейробиолог по образованию. На лекции в Екатеринбурге она рассказала, как обмануть мозг и использовать состояние влюбленности для того, чтобы добиваться лучших результатов в работе.

DK.RU записал ключевые высказывания с выступления Аси Казанцевой*. 

Ася Казанцева*, автор научно-популярных книг:

Влюбленность на удивление похожа на наркотическую зависимость. В 2016 г. антрополог и известный исследователь человеческого поведения Хэлен Фишер выпустила большой обзор, в котором обосновывает это с позиций психологии и нейробиологии. С 2003 г. исследователь и ее коллеги сканировали в томографе людей, которые недавно страстно влюбились. Выяснилось: если поместить такого человека в томограф и показать ему фотографию возлюбленного, то картина активации его мозга похожа на картину активации мозга наркомана, который видит наркотик, к которому стремится. Так что настоящая любовь существует – в том смысле, что ее можно увидеть в томографе. У влюбленности есть все признаки зависимости. Растет толерантность к стимулу: нам хочется быть с этим человеком все больше и чаще. У нас наблюдается синдром отмены: нам становится нехорошо, если мы находимся слишком далеко от него. И так далее. Хэлен Фишер предполагает, что можно подменять одну зависимость на другую и лечить наркоманов любовью.

Влюбленность — это измененное состояние сознания. При влюбленности длительное время поддерживается специфическая картина активации мозга. У человека более интенсивно работает система вознаграждения – нервные центры, связанные с мотивацией, удовольствием и целеполаганием. Для влюбленных характерна эйфория, состояние психического возбуждения. Менее активно миндалевидное тело, и человек становится бесстрашным и нечувствительным к боли. Меняется активность целого ряда областей коры. Не всегда точно известно, как именно это следует трактовать. Скажем, снижена активность вентромедиальной префронтальной коры, которая в принципе занимается сопоставлением плюсов и минусов. Более активна передняя поясная кора, которая связана с контролем за эмоциональными импульсами. Можно спекулировать, что люди не способны понять недостатки возлюбленного и отчаянно стараются держать себя в руках, поэтому такая картина активации мозга. Но, во всяком случае, психологические эксперименты подтверждают очевидное: влюбленность сопровождается целым рядом характерных когнитивных искажений. Например, возлюбленный кажется по всем параметрам более привлекательным — по сравнению с оценками, которые этот человек присуждает сам себе или присуждают ему незаинтересованные наблюдатели. А еще влюбленные очень склонны преувеличивать уровень интереса объекта своей страсти, трактуют каждый его взгляд и жест в свою пользу.

Трактовать активность и торможение различных отделов коры головного мозга можно по-разному, но в целом у большинства отделов коры активность повышается, так что говорить, что во время влюбленности человек глупеет, неправильно. 

Влюбленность влияет и на гормональный статус. Например, уровень окситоцина у тех, кто недавно завел роман, вдвое выше, чем у одиночек. А если вы снова найдете этих людей через полгода, то окажется, что выше всего уровень окситоцина полгода назад был у тех, чей роман сейчас все еще продолжается. Мы не знаем, где тут причина, а где следствие. Может быть, чем больше влюбленность, тем больше окситоцина. Может быть, наоборот, чем больше окситоцина, тем больше влюбленность. Может, какая-то особенность работы мозга влияет одновременно и на склонность влюбляться, и на выработку окситоцина. Но другие эксперименты показывают, что все же окситоцин влияет на поведение, в том числе романтическое. Если его дополнительно закапать в нос влюбленным мужчинам-добровольцам, то они начинают оценивать фотографии своей девушки еще выше, чем без гормональной поддержки, а когда вы просите их определить комфортную дистанцию для разговора с незнакомой красоткой, становятся от нее дальше, чем другие мужчины — тоже в кого-то влюбленные, но не получившие окситоцина, способствующего, видимо, верности.

Мы — на удивление моногамный вид. На это указывает множество данных из самых разных наук. Этнографы говорят, что концепция романтической любви известна в подавляющем большинстве культур. Демографы отмечают, что у нас не так много разводов, как кажется на первый взгляд: статистику формируют люди, которые разводятся несколько раз за жизнь, а если посмотреть отдельно только на тех, кто вступил в первый брак, то более 60% людей так и остаются в нем навсегда. Биологи говорят, что у нас удивительно низкий процент внебрачных детей, а еще отмечают, что у человека очень маленькие яички по сравнению с шимпанзе. Это важно: это указывает на то, что нашему виду никогда не были свойственны «спермовые войны». Во время одной овуляции самка не спаривается, как правило, с несколькими самцами.

Моногамия могла дать нашим предкам большое эволюционное преимущество. У человека большой мозг, и поэтому очень длинное детство. Вдобавок мы прямоходящие, и поэтому вынуждены рожать очень незрелых детенышей. Если о ребенке заботится только самка, то у нее нет никакой возможности завести еще одного ребенка – по крайней мере лет пять. А рожать раз в пять лет совершенно недостаточно для поддержания численности вида, если вы живете в дикой природе, полной опасностей. Чтобы рожать чаще, надо получать помощь от отца детей. Еще одна удивительная биологическая особенность нашего вида — самки способны и склонны к сексу независимо от того, какая у них стадия цикла, могут ли они забеременеть. Это очень нетипично для животных. Это потому, что секс нам нужен не столько для размножения, сколько для поддержания отношений в паре. Исследования, проведенные в племенах охотников и собирателей, показывают, что наличие отца действительно на десятки процентов повышает шансы ребенка выжить и дорасти до взрослого возраста.

То есть и мужчине эволюционно выгодно быть заботливым отцом: родится от него тогда, может быть, и поменьше детей, чем если бы он пытался соблазнить всех женщин, но вот до взрослого возраста доживет больше из них.

К тому же моногамная семья становится ячейкой общества, вокруг которой можно создавать сложную социальную структуру. Если вы образуете устойчивую пару, вы знакомитесь с родственниками, можете образовывать команды, чтобы играть в футбол или идти воевать.

Один раз вы уже поделили женщин, поэтому у вас нет потребности биться за них, как шимпанзе, каждый месяц.

Кроме того, доказано, что у моногамных видов животных мозг больше, чем у полигамных, потому что они вынуждены решать более сложные задачи. Человек может адаптироваться к совершенно разным формам семейных отношений, но скорее всего биология предрасполагает нас к моногамии, или по крайней мере к серийной моногамии – смене партнера раз в несколько лет, когда ребенок родился и подрос. 

Для мужчин корреляция между количеством партнерш в жизни и социальным успехом есть. Но она ничего не говорит о причинно-следственных связях. Мы, конечно, можем предположить, что мужчина влюбился и из-за этого захотел заработать много денег и добился успеха. Но, скорее всего, были и другие причины, благодаря которым он построил успешную карьеру. И женщины стали обращать на него внимание, потому что успех в глазах многих — сексуально привлекателен. А с высокой долей вероятности была третья причина, которая привела к этим двум независимым следствиям. Грубо говоря, у вас хорошее качество генов — вы человек одновременно красивый, волевой, пробивной и талантливый. С одной стороны, это привело вас к успеху, а с другой — это нравится девочкам.

Проводить исследования на людях очень сложно. Все врут, и по всем опросам по количеству половых партнеров оказывается, что у мужчин их намного больше, чем у женщин. Причем мы говорим сейчас о гетеросексуальных мужчинах. Потому что социум поощряет их завышать количество романтических связей, а женщин, наоборот, поощряет занижать. Исследования в природе показывают, что если самки и изменяют, то любовника они выбирают даже более придирчиво, чем мужа. Например, в исследовании лазоревок, это такие синицы, любовник всегда был крупнее мужа, а еще, по оценке исследователей, лучше пел песни. 

Если вы влюбились, даже если это несчастная любовь, вам повезло. На основании нейробиологических исследований мы знаем, что влюбленность — это измененное состояние сознания. Просто так взять и остановить его нельзя. Если уж вы уже влипли, то несколько недель или месяцев вы будете как будто бы под действием наркотиков. Но что вы, как мыслящее существо, можете с этим сделать? Если посмотреть на активность мозга, равно как и на результаты психологических экспериментов, то мы видим, что влюбленный человек высоко мотивирован, бесстрашен, страдает от искажений логического мышления.

Это совершенно идеальная комбинация качеств для того, чтобы влипнуть в какой-нибудь большой амбициозный проект, на который раньше не хватало куража.

Следует использовать этот халявный драйв, чтобы разработать план по достижению возлюбленного, предполагающий какие-то личные прорывы. Например: «наверное, он меня не любит, потому что у меня нет кандидатской; поступлю-ка я в аспирантуру». Или «он ездит на работу на автобусе, так что надо мне срочно получить права и купить джип, чтобы совершенно случайно проехать мимо его остановки». И так далее. Склеить возлюбленного это, может быть, и не поможет, но по крайней мере, когда помутнение спадет, вы останетесь с кандидатской и с водительскими правами. Я так первую книжку написала, например. Ну и вообще всегда так делаю.

Человеку нужно думать, что он контролирует ситуацию, тогда он будет здоров, счастлив и благополучен. В моей книге «Кто бы мог подумать!» есть баечка про крыс. Японский ученый Масатоши Танака бил крыс током. При этом одна группа крыс ничего не могла сделать. А другая группа тоже ничего не могла сделать с током, но зато у них была палочка, которую можно было грызть. И обнаружилось, что эти крысы гораздо меньше пострадали от последствий стресса. Вообще гормоны стресса плохо влияют и на иммунную, и на сердечно-сосудистую, и на пищеварительную систему, но вот особенно сильно тогда, когда мы совсем беспомощны и пассивно страдаем. А если хотя бы есть какая-то замещающая активность, то пережить стресс гораздо легче. Тем более, возможно, крыса думала, что таким образом она пытается спастись, и укреплялась в этой мысли, когда ток все же прекращался. И это, думаю, вообще самый важный вывод всей нейробиологии: 

Если вы ничего не можете сделать — грызите палочку. Придумайте что угодно, чтобы сделать свой стресс субъективно контролируемым.

У человека множество возможностей грызть палочку. Постарайтесь выбрать самую полезную из них, или такую, которая доставляет вам больше всего радости.

Ранее на DK.RU Ася Казанцева* рассказывала о своем опыте получения стипендии Chevening, которая позволяет покрыть стоимость обучения в магистратуре любого вуза Великобритании, а также возместить минимальные расходы на проживание. 

Записала Анна Хлебникова, DK.RU

* - выполняет функции иностранного агента