Меню

«Если вы стали товаром на рынке труда»: правила Елены Ларичевой, VENTRA

Менеджеры, оставшиеся в кризис без работы, чаще всего не понимают принципов эффективного поведения на рынке труда. Как перестроиться, если вы привыкли не искать работу, а нанимать — в материале DK.RU.

Елена Ларичева, руководитель урало-сибирского офиса кадровой компании VENTRA:

— Работая на проектах аутплейсмента (помощь в трудоустройстве высвобождаемого персонала, по заказу компании-клиента) прихожу в странному, на первый взгляд, выводу. Практически 100% людей, ВНЕЗАПНО оказавшихся на рынке труда в активном поиске работы, не понимают принципов эффективного поведения на нем.

Особенно этим страдают соискатели, которые последние несколько лет своей профессиональной деятельности были, что называется по другую сторону баррикады — не искали работу, а нанимали. Не проходили интервью, а проводили.

Это самые неподготовленные соискатели с точки зрения эффективного поведения на рынке труда.

Хочу поделиться своими наработками по эффективному поведению на современном рынке труда, которые сложились в ходе работы с более чем 450 участниками проектов аутплейсмента в 2014-2015 гг.

1| Не паниковать. Несмотря на то, что потеря работы по силе стоит на втором месте в списке всех стрессогенных факторов, главное в этот момент не растеряться и не паниковать. Если Вам внезапно объявили, что ваша работа на предприятии заканчивается, это означает только то, что вы вступаете в новый жизненный этап. И ничего больше. Главное на этом первом этапе не погрязнуть в самокопании и выискивании причин, почему именно меня. Главное — сохранить адекватную оценку себя как специалиста.

2| Осознать, что ваш статус, на некоторое время, изменился. Вы стали товаром на рынке. Вернее, продавцом самого лучшего товара — самого себя. Основная масса соискателей считает, что хвалить себя не принято, не красиво и не делают этого. Нужно отбросить в сторону все стеснения и начать готовиться к продаже себя на рынке труда. И не забывать, что даже в самые суровые кризисные времена решение, принимать или нет предложение о работе, всегда за соискателем. То есть ваша роль в этом новом статусе непосредственная.

3| Любой товар необходимо красиво упаковать. Это именно то, что основная масса соискателей не умеет делать, или считает, что это не важно. Вы можете быть наивысшего качества, но, если ваш внешний вид, параметры, видные потенциальному покупателю, выглядят «так себе», шансы на покупку резко снижаются. Основной упаковкой в настоящий момент является ваше резюме, а потом вы сами. Следовательно, резюме должно быть сделано профессионально, оно должно быть «продающим», а не просто информативным.

4| Каждый товар имеет свою стоимость. Вы как товар на рынке труда также стоите определенные деньги. Ваш запрос не может быть значительно выше или ниже средних цифр по рынку труда.

Другими словами, за товар определенного качества должна быть выставлена адекватная цена. Адекватная с точки зрения рынка, а не ваших жизненных потребностей.

Работодателю все равно, сколько у вас кредитов и каков ваш прожиточный минимум. Оцените, сколько предлагает рынок за товар вашего уровня качества, и отталкивайтесь от этих цифр в выставлении цены за свой труд.

5| Помните, что у вас и потенциального работодателя диаметрально противоположные интересы с точки зрения цены. Вы стремитесь продать себя дороже, потенциальный работодатель наоборот стремится заплатить за товар минимальную цену.  Но торг в данном случае очень даже уместен. Главное, научиться торговаться профессионально и эффективно. Это означает, что вы должны четко знать все свои преимущества перед аналогичным товаром на рынке труда, все, за что за ваш товар могут заплатить выше.

6| Избитая фраза, но поиск работы — это работа. Часто тяжелая и неблагодарная. Изматывающая и стрессовая. Снижающая вашу веру в себя и не оплачиваемая. Требующая максимальной самоотдачи и системности. Если конечно, вас не устраивает абы что, лишь бы только деньги были. При этом процесс поиска работы (хорошей работы) — может быть достаточно длительным.

При этом нужно учитывать, что чем выше уровень ваших профессиональных компетенций и должности, тем дольше вы будете искать новую работу.

В среднем, нужно готовиться, что поиск может занять от 3 месяцев до 1 года.

7| Чтобы поиск был эффективным, вы должны понимать, как осуществляется процесс отбора на рынке труда. Какие основные фильтры существуют и как они работают. Почему бессмысленно ругать «девочек-персональщиц, с которыми не о чем говорить». Кто является «лицом, принимающим решение» в процессе отбора. По каким критериям вы можете быть отвергнуты на каждом из этапов. Что такое «воронка отбора» и как через нее пройти и дойти до цели. Нужно научится думать и смотреть на свои действия с позиции нанимающей стороны, а не только с позиции своих профессиональных компетенций. Очень полезно почитать профессиональные сайты рекрутеров, их профессиональные споры и обмен опытом.