«Многие консультанты до сих пор сидят в нулевых и смотрят фильм про Уолл-Стрит. Ребята, это розовая пудра, она уже не работает!» Как отличить полезного коуча от того, кто вас разорит? — Дмитрий Панов.
Дмитрий Панов, владелец фермерского хозяйства «Русское подворье», член свердловского отделения «Деловой России»:
— В последние дни на DK.RU развернулась горячая дискуссия по поводу бизнес-тренеров, личностного роста и корпоративного обучения. Не могу не вставить свои пять копеек. Меня эта история тоже не обошла стороной. Да, была польза, но и розовой пудры пришлось смахнуть немало. И потратить пару миллионов.
Как правило, бизнес-консультанты приходят, когда компания начинает испытывать трудности: не платят заказчики, нет новых контрактов, накладные расходы растут. Собственники и руководители нервничают, ищут пути спасения. И тут коучи, эти волшебники бизнеса с межгалактическим опытом, спешат на помощь!
Сегодня, куда ни глянь, везде реклама тренингов, «учителя» кругом предлагают эффективное и стремительное развитие компании, рост продаж и увеличение прибыли.
Я против бюрократии, но тренеров стало так много, что государству пора уже принимать ограничительные меры и вводить аттестацию с получением сертификатов и дипломов на этот вид деятельности. Хоть какой-то будет фильтр от откровенных шарлатанов!
Вот в обычной жизни мы все заботимся об образовании своих детей, скрупулезно выбираем педагогов. Компания — это такой же наш ребенок, и подход к ней должен быть таким же. А иначе так вправят мозги вашему детищу, что отходить будете долго, а детище может не выдержать и помереть.
Помните анекдот про быков? Два быка — старый и молодой — сидят в вольере. А в соседнем вольере находятся молодые коровки. Разделяет их заборчик с колючей проволокой по верху. Молодой бык говорит старому: давай перепрыгнем к ним? Нет, — отвечает старый, — забор высокий! Молодой бык перепрыгнул и зовет старого: давай, прыгай! Но старый боится остаться без своего хозяйства и отказывается. Молодой бык говорит: ладно, стой тут, будешь консультантом!
Лучший критерий для выбора бизнес-консультанта — это принадлежащий ему и реально работающий бизнес, причем не в прошлом, не в теории, а здесь и сейчас.
На рынке куча бизнес-консультантов с такими регалиями, что клеймо некуда ставить. Все сплошь и рядом — собственники, управляющие партнеры, бизнес-коучеры... А по факту многие из них просто в какой-то момент остались не у дел, и в них вдруг проснулась мания консультирования и обучения других.
Эффект от таких горе-консультантов сомнительный, они ни за что не отвечают, а влияние на руководителя и компанию имеют колоссальное. Как правило, они входят в доверие к собственникам и начинаются танцы с бубнами. Давайте проведем командообразующий тренинг, он вам просто необходим! Давайте. Как будто до этого команды не было. А давайте устроим сессию стратегического планирования, снимем на два дня гостиницу и затащим туда всю компанию? Давайте. Ну и что? Устроили, провели, в итоге потратили деньги и напланировали так, что половина сотрудников просто не выдержала стратегии и умерла как рабочая единица.
Не беда, говорит тренер, примем новых людей, и они-то точно поднимут компанию до небес. В этом он прав, на небеса в итоге компания и попадет после 40-го дня.
И такое в большинстве случаев происходит. А между тем, революции ни к чему хорошему никогда не приводили. Любая компания должна пройти эволюционный период роста и становления. А так можно взлететь, но ненадолго. Наспех созданные команды не работают. У многих собственников есть заблуждение, что за них все сделает бизнес-тренер, ведь он же гуру! Не сделает. Лучше вас никто этого не сделает. А если хочется повысить эффективность компании, начните разбираться в расходах и доходах, а также в эффективности отдельных руководителей – и будет вам счастье!
Для меня бизнес-тренеры делятся на две категории — обучающие и консультирующие.
Квалифицированные обучающие тренеры — очень даже нужные ребята. Они учат технологиям ведения переговоров, работе с возражениями, технике продаж, то есть дают знания и навыки. Это полезно. Но обязательно нужно смотреть на опыт тренера, образование, рекомендации и детальную программу тренинга. Причем не стесняться просить оригиналы документов, звонить всем, кто указан в резюме, брать рекомендации. А то ведь можно все, что угодно, понаписать: например, успешно провел предвыборную кампанию Дональда Трампа… Тут точно не нужно верить красивым презентациям.
Задача многих тренеров — войти в доверие и стать для вас своим. Но ни в коем случае нельзя с тренером сближаться, очаровываться и устанавливать панибратские отношения, иначе тренер сможет продать вам все, что вам не нужно.
Особенно не стоит покупать серию курсов или программу развития на год. Тут нужно двигаться поэтапно: провели тренинг, оценили результат, через месяц-два еще раз сверили часы. Если эффект есть (в цифрах, то есть на расчетном счете), то можно дальше работать с человеком, но без фанатизма. Иначе сотрудники устанут от обучения и результатов не будет.
Стоит все время держать в голове одну правильную мысль про рыбу и голову. Я — за развитие и обучение, как собственников, так и сотрудников. Но нужно аккуратно подходить к этому вопросу. Хотите чему-то научиться и научить компанию? Развивайте себя и самых главных топов, а потом уж решайте, допускать ли посторонних «учителей» до своего детища.
Самые лучшие консультанты для компании и для вас — это профессионалы с действующим реальным бизнесом. Например, мне очень импонирует Станислав Воробьев, который успевает и бизнес делать, и книги писать, и опытом делиться. И всегда в теме новых веяний в бизнесе. А многие другие остались в нулевых, до сих пор смотрят фильм про Уолл-Стрит и рассказывают, как и кто там нехорошо поступил. Ребята, это — розовая пудра, и она уже не работает!