«Не ищите на краю света то, что у вас под самым носом. Найдете только фейк». Глава «Инсис» разоблачает практику «вечных улучшений» и делится опытом создания эффективной корпоративной культуры.
Рубрика «Особое мнение» на DK.RU
Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»:
— Одна из самых страшных вещей, которую можно сделать в бизнесе — это «поставить телегу впереди лошади», то есть перепутать причину и последствие успеха или неудачи.
У нас в российском бизнесе это встречается сплошь и рядом. Вот поучится предприниматель у очередного гуру или, не дай бог, за границу съездит в отпуск или в деловую командировку. Там он насмотрится на внешние формы организации управления в бизнесе и давай тащить в свою компанию самые красивые из них, то есть такие, которые больше всего бросаются в глаза и создают внешний эффект. Получается воровство пустых «фантиков», причем такое оголтелое, как будто именно их применение и есть причина успеха.
Что происходит в итоге? В лучшем случае крепкая и активно развивающаяся фирма отягощается пустыми процедурами, ее персонал начинает играть в разные посторонние процессы, что тормозит работу.
В худшем — когда «фантики» пытаются использовать как спасение от серьезной болезни бизнеса — лекарство не помогает, и организация просто разваливается.
Потому что вместо полезной таблетки, пускай и горькой, руководство глотает сладкие пилюли «корпоративного счастья». И корабль идет ко дну с гордо поднятым флагом под торжественный гимн, который поют выстроившиеся на палубе сотрудники в парадной форме.
Мне все вспоминается в качестве примера недавнее посещение одной уфимской компании, про которую я уже писал на DK.RU. Начинавшись книг про японскую практику постоянных улучшений, руководители начали создавать на этой фирме какие-то комитеты по улучшениям, вводить правила, чтобы обязательно было по три улучшения за месяц и прочий маразм. Очевидно, владельцы бизнеса стремились перенять что-то полезное у японской корпоративной культуры. Но получился откровенный цирк. Невозможно перенести путем прямого копирования практику иностранного менеджмента в работу российских компаний. Забудьте про всю эту фигню с «гембой», «мудой» и т.п. вещи. Это исключительно азиатские штуки, восточные люди «пляшут» от процесса, а мы — от результата.
У нас надо не придумывать улучшения, чтобы добиваться цели, а ставить цели, чтобы улучшения рождались сами собой.
Просто в свое время на Востоке вполне понятная и логичная борьба с издержками обросла философией, как это часто бывает у японцев. Наши люди увидели только этот философский «фантик» и бездумно его копируют. А выливается это во всякие извращения, вроде борьбы с издержками как самоцель менеджмента.
Естественно, возникает вопрос: как создать что-то реально полезное, а не просто воровать «фантики»? Особенно в такой сложной сфере, как корпоративная культура. Ответ довольно прост: посмотрите внутрь своей компании.
Я считаю, что учить людей какой-то особой практике работы или корпоративной культуре — глупое и бесполезное занятие.
Это как с анекдотом: если суть шутки слушателю надо отдельно объяснять, значит, это плохой анекдот. Также и с корпоративной культурой: если ее нужно специально создавать, значит, делать это бесполезно.
Корпоративная культура — это то, что формируется само по себе. Как естественная реакция людей на определенную организацию труда и создавшиеся рабочие отношения в коллективе. И, конечно, она зависит от характера и личности первого лица компании. Хотите знать, где у вас прячется настоящая корпоративная культура? Вся она, как дуб в желуде, заключена в отношениях руководителя компании с его непосредственными подчиненными, его командой. Логика работы с людьми, отношение к изменениям, инструменты и практика обмена информацией — все это и многое другое для моей фирмы взято из того, как я работаю с 11-ю своими подчиненными, моими топ-менеджерами. Нужно только правильно считать эту культуру и тиражировать на другие команды.
Принцип такой же, как в спорте. Когда я начинал заниматься скалолазанием, у нас были эстафеты на тренировочной стенке на скорость. И тренер постоянно повторял, что самое важное и ценное начнется, когда раз пять подряд подниметесь. Вот тогда, когда все будет болеть, ваш организм сам начнет экономить энергию и выбирать наиболее точные движения. Техника начнет вырабатываться бессознательно. Также и тут: честный и единый для всей команды принцип мышления выбраковывает лишние ресурсы, идеи и людей.
Моя корпоративная культура, которую я транслирую на всех подчиненных, а они — далее на свои команды, основана на простом правиле: ставьте четкие и амбициозные цели и давайте людям свободу в выборе инструментов.
Сотрудники сами сообразят, как делать, не надо лезть с советами. Нормальный человек сам поймет, как решить задачу. А если что-то не так, он сам сообразит, что мешает, или найдет способ понять. Этот принцип взят из комфортной мне практики, которая сложилась сама собой, и поэтому он работает. И у вас все будет работать, если вы заглянете внутрь своего бизнеса, найдете это самое ядро и возьмете его правила, его техники и его принципы. Они у вас точно есть, иначе у вас не было бы компании. Задача только разглядеть и распространить, а не бегать, как дураки, по разным концам планеты в поисках некой суперэффективной спасительной идеи.