Меню

«Есть тысячи мнимых поводов чувствовать себя нездоровым». Почему «биохакинг» может убить

Иллюстрация: pixabay.com

«Если у вас нашли какой-то ген, то на современном этапе это означает только то, что он у вас есть». Что думает о системе управления здоровьем «биохакера» Сергея Фаге кандидат медицинских наук. МНЕНИЕ.

Специально для Telegram-канала «Беспощадный пиарщик» кандидат медицинских наук и эксперт Федерального ме­ди­ко-би­о­ло­ги­чес­кого агентства Андрей Васильков дал развернутый комментарий на тезисы о системном улучшении здоровья, описанные Сергеем Фаге, пишет VC.RU. Главное — в нашем материале.

Сергей проделал интересную работу в роли естествоиспытателя. Он использовал современные маркеры диагностики и скрупулезно описал все наблюдаемые изменения. Это ценный опыт, как и данные любого натурного эксперимента, но дьявол кроется в деталях.

Иллюзия безопасности

Основная методологическая проблема биохакинга в том, что для оценки изменений в любой системе необходимо быть за ее пределами. Сергей экспериментирует на себе и сам же сравнивает свои показатели, в том числе и абсолютно субъективные.

Вы считаете модафинил и эсциталопрам безвредными? Так и опиум с гашишем тоже в свое время не считали чем-то опасным. Множество монографий и статей также были посвящены регулярному использованию кокаина, морфина и прочих веселых компонентов.

Состояние тревоги — это не какой-то «баг» в организме, как считает Сергей. Биологическая роль тревоги заключается в коррекции поведения, повышении адаптивности. Если возник сбой, и уровень тревожности «зашкаливает», психиатр может назначить вышеперечисленные средства для его возврата к норме. Дальнейшее же уменьшение нормальной ситуативной тревожности у здорового человека приведет к снижению адаптации в ряде жизненных ситуаций в целом.

Помимо отсутствия доказательств того, что мозги от успокоительных будут лучше соображать (как правило, наоборот), нежелательны и комбинации этих препаратов между собой, а эсциталопрама и других антидепрессантов — с модафинилом. Это равнозначно тому, как если бы вы в машине жали сразу на газ и на тормоз, радуясь при этом плавности движения.

Мнимый прогресс

Научные методы сильно продвинулись с конца 19 века, объем знаний также увеличился многократно. А вот люди совершенно не изменились. Одни используют свои знания, чтобы обмануть доверчивых, а другие рады быть обманутыми. На этом построены целые финансовые империи.

Сначала человеку рекомендуется принимать стимуляторы с утра, чтобы «придать себе жизненных сил». Точно так же в форме совета добавляются седативные на ночь, чтобы «обеспечить здоровый и продуктивный сон». Итог получается один: с утра центральную нервную систему разгоняют пинками, а к вечеру так же грубо тормозят.

Сердце стучит как двигатель неопытного водителя, играющегося с оборотами, а мозг работает как разогнанный процессор под стаканом с жидким азотом — очень быстро, но временами «глючно». Согласитесь, это не похоже на ключ к долгой и продуктивной жизни.

Инфографика как метод (само)убеждения

Сергей пытается использовать объективные показатели для контроля состояния здоровья, но их выбор крайне странный, как и интерпретация результатов. Например, пресловутое измерение процента жира в организме или уровень ртути в крови.

Если нечего делать, то можно найти сколько угодно «страшилок», помимо ртути: кадмий, свинец, мышьяк. Потом можно вспомнить, что есть еще нестабильные изотопы. Измерить концентрации в плазме или цельной крови радиоактивного йода, кальция — да хоть урана.

В полете фантазии легко дойти до органики. Нет, на органику жизни уже не хватит, даже 120-летней.

Гормональная буря

Интересна ситуация и с блокированием эстрогеновых рецепторов гипофиза, которое практикует Сергей. Да, при этом будет наблюдаться увеличение уровня тестостерона. Однако его высокий уровень либо «отключает» мозги, сводя на нет все усилия по улучшению когнитивных функций, либо избыток постепенно переведется в метаболит с противоположным действием — в женский половой гормон эстроген.

Противоположным эффектом (или по-научному — антагонизмом) обладают препараты, снижающие уровень сахара (метформин) и гормонов щитовидной железы, которые выступают мощным гликемическим стимулятором (вызывают повышение уровня сахара в крови).

Эти гормоны, кстати, ответственны также за снижение уровня жировых запасов и массы тела в целом. Следовательно, контроль за весом и процентом мышечной массы, которые Сергей ставит в заслугу своим тренировкам, могут быть следствием не его силы воли и интервальных физических нагрузок, а «разогнанной» щитовидной железы.

Сергей не осознает реальных последствий самолечения, которое он называет биохакингом. Поэтому он также принимает гормон роста без медицинских показаний и в возрасте старше 30 лет, когда скелет уже полностью сформирован. Это крайне опасная практика.

Наиболее частые побочные явления как раз соответствуют описанной Сергеем картине:

  • Общая слабость, особенно утром (отсюда желание принимать стимуляторы).
  • Угнетение функции щитовидной железы (Сергей уже принимает гормоны щитовидной железы, считая это нормальным).
  • Снижение уровня выработки собственного соматотропина до 0,05 нг/мл и менее. У Сергея он уже снизился. Фактически он перешел на заместительную терапию. Вероятно, до конца жизни.
  • Гипогликемия (Сергей ей очень радуется, считая достижением диеты).

 

Упрощение как извращение

Сергей в статье постоянно оперирует понятиями «вредно-полезно», не осознавая взаимосвязи биохимических процессов. Для него сахар — это плохо. Люди действительно стали употреблять слишком много углеводов, и это проблема. Однако банальная рекомендация снизить их потребление до оптимального уровня у Сергея выглядит радикальным манифестом.

Но простые и сложные углеводы, различные типы сахара — важные компоненты питания. Без них ни физические тренировки, ни интеллектуальная деятельность не будут достаточно результативными.

Использование научных терминов еще не означает научной формулировки цели. Для наращивания мышечной массы достаточно регулярных тренировок (95% вклада) и обогащенного белком рациона (5% вклада). Последнее не строго обязательно.

Стимуляторы и сон

Деловые люди очень любят стимуляторы, как минимум — кофе. Однако стимуляторы не дают выигрыша во времени. Они лишь позволяют срочно выполнить какой-то ограниченный объем работы, несмотря на усталость. После стимуляторов нужно дольше восстанавливать силы, каждый день их применять неэффективно. В какой-то момент сработает защитный механизм и наступит запредельное торможение.

Питание: постоянное и переменное

Про питание Сергей пишет: «Также я стараюсь держать себя в диетическом кетозе». Думаю, он сильно заблуждается насчет состояния кетоза и необходимости в нем пребывать.

Цитирую выводы некоммерческой медицинской организации из Рочестера Mayo Cliniс: «Серьезное ограничение углеводов (менее 20 грамм в день) может привести к кетозу. Побочные эффекты от кетоза могут включать тошноту, головную боль, умственную и физическую усталость и запах ацетона изо рта. Не ясно, какие возможные долгосрочные риски для здоровья могут иметь низкокалорийные диеты, потому что большинство исследований продолжалось менее года».

У любой методики есть свои показания и противопоказания. Например, голодание показано при остром панкреатите и противопоказано при гастрите. «Очень полезного голодания» не может существовать в принципе.

Знаете, сколько было попыток заменить еду чем-то «более сбалансированным»? Я сбился со счета. Они предпринимаются как минимум с 19 века и всегда находят массу последователей. Однако практикующие врачи смотрят на них с большим сомнением. Хотя бы потому, что им приходится переводить людей на парентеральное (через вену) питание — например, после ожога и стеноза пищевода.

1001 таблетка вместо еды

Про БАДы тоже можно написать отдельную статью, и не одну. Отмечу только, что их состав очень непостоянен и часто не соответствует указанному на этикетке даже в десятом приближении.

В лучшем случае, принимая БАДы, вы просто выбросите деньги на ветер. В худшем — получите непредсказуемые результаты. Гораздо эффективнее потратить деньги на еду и сделать свой стол разнообразнее.

Гены все еще не разгаданы

У персонализированной медицины потрясающий потенциал, и ей наверняка будет отводиться большая роль в светлом будущем. Однако в суровом настоящем она стала очередным способом сделать сомнительные назначения.

Если у вас нашли какой-то ген, то на современном этапе это означает только то, что он у вас есть.

Генетика — прекрасная наука, но пользоваться ее достижениями надо с умом. Персональная генетическая карта пока слабо помогает лечить более эффективно. Это инструмент отдаленного будущего. Сегодня она скорее даст врачу сырую пищу для размышлений, а вот пациенту постоянно размышлять о здоровье противопоказано.

Заключение

Можно найти тысячи мнимых поводов почувствовать себя не вполне здоровым, а измерение всех возможных показателей сделать самоцелью и довести до абсурда. Подсчитывать, сколько волос выпало за сутки, сколько разных микроорганизмов обитает на квадратном сантиметре толстого кишечника и поверхности кожи, контролировать уровень астата в крови (а вдруг) и сдавать массу других анализов безо всяких показаний. Все это будет странной попыткой решать несуществующие проблемы вместо реальных.

Теги: мнение, лайфхаки, качество жизни