Меню

«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»

Виталий Калугин. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Если не будет доллара, какая из экономик стран-отказников станет закрывать кризисные бреши? Да американцы услугу оказывают, позволяя использовать свою валюту как грушу для битья» — Виталий Калугин.

В начале октября стало известно о том, что российское правительство разрабатывает законопроект о постепенном отходе от долларовых расчетов. Предполагается, что причина дедолларизации — в санкциях, которые США ввели против России. Однако подобный процесс идет не только у нас, некоторые европейские страны также обсуждают вопрос замены главной резервной валюты. Почему подобная позиция может привести к краху экономик многих стран и можно ли всерьез говорить о мультивалютности в современном мире, DK.RU рассказал финансовый аналитик Виталий Калугин:

— Вся эта всемирная дребедень с отказами от доллара напоминает неблагодарных детей. В пубертате. Только-только отросло все, что полагается в нужных местах, может, даже зарплатку какую на левых работах получил отрок. Как уже родителей ни в грош не ставит.

Как я это вижу.

Всем своим современным благосостоянием мир обязан доллару. Благодаря Бреттон-Вудсу (1944 год) весь мир после войны мог твердо рассчитывать на неизменность валютных курсов, и исходя из этого строить свою промышленную политику на долгосрочном горизонте. А ряд европейских стран строили свою промышленность чуть ли не с нуля — исходя из уверенности в твердости валют.

На старте все были примерно равны. Но бежали по-разному. И, пробежав некоторое количество лет, сильно разбогатев при этом, поняли, что твердый курс несколько стеснителен. Твердый курс к доллару, конечно. Ну и к золоту, но об этом нет смысла упоминать.

А раз у всех твердые курсы к доллару, то понятно, что и кросс-курсы валют друг к другу — твердые тоже. Математика, с ней не поспоришь.

Ну и президент Никсон, насколько я понимаю, устал тащить разбогатевших нахлебников, которые на напечатанные американцами доллары (в Европе к тому времени накопилось более 300 миллиардов т.н. «евродолларов») захотели скупить по дешевке американское же золото. И послал всех лесом. И его можно понять! США предоставили всем твердую валюту, покупая у нищих стран их продукцию почти 30 лет. А они захотели золота еще дармового. Наглость, как по мне.

К тому времени эпопея во Вьетнаме у США основательно так подрывала экономику.

Короче, собрались, и в 1973 году на Ямайке решили сделать доллар плавающим. С тех пор существующая система называется Ямайской, если кто не знал. Кстати, именно тогда, на Ямайке, изобрели так называемый индекс доллара. Приравняли его к 100 на 16 марта 1973 г.

Американцы вздохнули посвободнее, поскольку доллар начал падать и падал вплоть до 1980 года. И ослаблением доллара последствия для экономики от топливного кризиса 1973/74 гг., похоже, удалось решить. К середине 1980-х индекс доллара уже три года кряду находился на уровне 85-87. То есть на 13-15% слабее, чем до введения плавающих курсов. Что там думали европейцы относительно новых курсов? Вот тут я не знаю. Полагаю, не рады были. Ибо Китая тогда еще на горизонте не было, покупатели товаров — в долларовой зоне. Хоть Азия, хоть обе Америки. А вот американские товары как раз стали выгоднее для покупателей из других стран.

Впрочем, не все так плохо было. Потому что из-за резкого роста цен на топливо инфляцию в США вынесло выше 10% годовых, а один год — так и почти на 14%. Это для нас ерунда, а у них такого не бывало с конца 1940-х. В общем, подорожание экспорта из Европы и всего мира в США вполне компенсировалось тем, что там быстро росли цены.

Никто особо не видит угрозы от того, что доллар — ведущая резервная валюта. Как-то само собой так повелось, еще с Бреттон-Вудса, хотя официально резервными валютами являлись фунт, швейцарский и французский франки, японская йена, марка ФРГ.

Американцы, не будь дураками, раскручивают маховик финансового капитализма, рождая деривативный рынок и разные иные инвестиционные инструменты. Доллар нужен всем, хотя сам по себе торговый баланс США не имеет перекосов на тот момент.

Ну а потом наступила рейганомика, которая буквально взорвала экономику США в хорошем смысле. Индекс доллара за 5 лет взлетел на отметку 165. А что такое крепкий доллар? Это слабые остальные валюты. Поехали-и-и! Американцы богатеют не по дням, а по часам. У них достаточно высокая инфляция в 4-5%. Весь мир просто пищит от радости, продавая в США свои товары. За них играют сразу и инфляция, и курс. Всем профит, американцы рассчитываются напечатанным долларом. Всем хорошо. Сотни миллионов людей богатеют на глазах.

Однако и тут надо не переборщить. Американцы поняли, что надо бы сохранять свою промышленность, свои рабочие места, а не отдавать все это своим поставщикам. Опять же резко вырос торговый дефицит. 150 миллиардов баксов даже для США тогда были серьезным поводом для беспокойства.

Американцы почесали репу да и посадили Центробанки Германии, Франции, Великобритании и Японии за стол переговоров в отеле Плаза и заставили (моя точка зрения, остальные могут говорить — убедили) подписать соглашение о девальвации доллара. Сами понимаете, соглашаться на такое — это плохо для тех, кто не США. Ибо гробит экспортоориентированную промышленность, добровольно отказываясь от большого куска самого крупного мирового рынка.

Отмечаем для себя — благосостояние стран экспортеров прямо зависит от силы доллара. Чем сильнее — тем лучше экономике экспортера. Свои товары конкурируют успешнее с американскими, а туда экспортировать выгодно. Потребитель конечной инстанции в виде США помог опять экономикам всего мира — как в послевоенное время, скупая произведенное. Именно в те годы была буча, что Япония завалила Америку своими машинами и электроникой, пользуясь слабой йеной.

В общем, платят за все — США. Я даже представить не пытаюсь — что могло бы быть, если бы тогда доллар не был резервной валютой. А так весь мир прокатился на росте экономики США.

А потом этот мировой экономический паразитизм так и пошел. Ведь какой простой рецепт выхода экономики из кризиса во всем мире сегодня? Девальвируй свою валюту, производи и экспортируй дешево. А девальвируют обычно против доллара как основной резервной валюты. Так было с Южной Кореей, Японией, Сингапуром. Да вообще стандартный рецепт! И продать как раз пытаются на крупнейший рынок — в США.

Десятилетиями эта стратегия работает. Американцы покорно все это скупают. Дефицит торговли товарами в 2006 году достигал 828 (!) миллиардов долларов. Потом уменьшился, но в 2017 году — опять почти 800. Почему все так пинают Трампа — понятно. Ведь если США эти 800 миллиардов не купит, то экспортеры их не заработают, экономика перестанет расти. А это сумма достаточно велика даже для мировой экономики.

И вот теперь эти паразиты вдруг захныкали и хотят отказаться от доллара. Ну прямо как пубертатные подростки, когда их обидели. А задать простой вопрос сами себе забыли.

Если не будет доллара, то какая из экономик стран-отказников захочет взять на себя роль покупателя конечной инстанции? Потому что тогда потеряется единственный антикризисный рычаг. Против какой валюты девальвироваться при возникновении проблем? А если все попадают в кризис одновременно? Да американцы всем услугу оказывают, позволяя использовать свою валюту как грушу для битья, покорно отдавая на заклание свой торговый баланс. А вы же — ишь неблагодарные!

Ну что — есть желающие закрывать кризисные бреши, принимая удар на себя? Китай? Да он сам десятилетиями держит заниженный курс юаня. И вы попробуйте хоть что-то продать в Китай? Даром ему лавры резервной валюты не нужны. Европа? Та же ерунда. Потребление и так на высочайшем уровне, сплошь и рядом экспортоориентированные экономики. Ну, кто еще желает? Я что-то не вижу.

Сидим и помалкиваем в тряпочку. Ибо недееспособны.

И я не верю в многовалютность современного мира. Когда кризис накроет много валютных центров одновременно — все может закончиться банальной войной. Как говорится, политика — это концентрированная экономика.