«Данные судебной статистики по ней я бы назвал уникальными — 40% всех лиц, которые привлекаются по ней следователями, в итоге оправдываются судами».
Применение ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) по отношению к предпринимателям могут ограничить через внесение поправок в кодекс. Как пишет Forbes, об этом сказал зампредседателя Верховного суда Владимир Давыдов на заседании дискуссионного клуба имени Д. Н. Замятина.
Эта статья, 210 УК, принималась не для предпринимателей, а для борьбы с организованной преступностью, а данные судебной статистики по ней я бы назвал уникальными — 40% всех лиц, которые привлекаются по ней следователями, в итоге оправдываются судами, — рассказал он.
В администрации президента сформулировали норму, согласно которой действие 210-й статьи не распространяется на руководителей и сотрудников компаний, которые ведут обычную экономическую деятельность и не имеют отношения к профессиональной преступной деятельности, отметил зампредседателя Верховного суда.
Впрочем, бизнес, в том числе уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, предлагает вовсе запретить вменять 210-ю статью вместе с мошенническими (статьи 159-159.6 УК) и статьями из главы 22 Уголовного кодекса — преступлениями в сфере экономической деятельности. Владимир Давыдов назвал такие меры слишком радикальными.
Например, в главу 22 входит статья о легализации преступных доходов, а эта статья имеет прямое отношение к преступным сообществам, — отметил он.
Кроме того, Верховный суд может предложить запретить заключать предпринимателей под стражу даже при обвинении по ст. 210 УК РФ. По словам зампреда ВС, за последние пару лет предпринимателей стали реже привлекать к уголовной ответственности. Так, в 2018 г. были рассмотрены такие дела в отношении 1700 человек, что на 700 меньше, чем в 2016 г. Впрочем, чаще всего бизнесменов судят по обвинению в мошенничестве: за первое полугодие 2019 г. по этой статье осудили 7784 человека.
По мнению Бориса Титова, предложенная редакция статьи не решает проблемы:
Так уж устроено наше правоприменение, что если формулировка закона оставляет хоть малейшую возможность «карательного» толкования – будьте уверены, задействуют именно этот оттенок смысла. Если вносить уточнение в саму статью 210, следователи с легкостью заявят, что имеют дело с необычной экономической деятельностью, а умысел не виден только слепому. И попробуйте их опровергнуть, — сказал он «Ведомостям».