Меню

Эти наши интернеты: Как изменился интернет-рынок Екатеринбурга

Стадия бурного роста интернет-рынка в Екатеринбурге закончилась. Его участники констатируют: это закономерно, ведь поменялись и правила. Как изменились расклады на рынке — в материале DK.RU.

Екатеринбург и Свердловская область традиционно относятся к территориям-драйверам в сфере ИТ. Сильные игроки здесь появились задолго до того, как федеральные и международные компании обратили на регион свое внимание. Интернет-бизнес развивался по иному сценарию: у ИТ-компаний 1990-х гг. не было такого взрывного роста, как у веб-разработчиков в 2000-е гг. Теперь бешеный рост интернет-рынка прекратился. Свободных ниш все меньше. Но, как рассказали порталу DK.RU руководители компаний, в условиях экономической глобализации и глубокого проникновения Интернета это компенсируется ростом потенциальной аудитории.

Количество в качество

За последние три года ИТ-рынок Екатеринбурга сделал качественный рывок по всем направлениям, по сравнению с тем, что было 5–7 лет назад, констатирует Борис Лепинских, генеральный директор интернет-магазина E96.RU. Уровень запросов потребителей также возрос:

«Урал вообще сейчас является одним из наиболее развитых региональных рынков в стране — за исключением, конечно, столичных».

Развитость рынка доказывают качество продуктов местных ИТ-компаний, и число успешных организаций, и даже количество создаваемых стартапов, продолжает г н Лепинских. Так, в федеральные рейтинги крупнейших ИТ-компаний России попадают такие организации, как UNIT, УЦСБ, ГК ХОСТ, «СКБ Контур» и «Микротест», среди интернет-магазинов — уже названный E96.RU.

Рынок интернет-рекламы, напротив, в последнее время растет слабо, отмечает директор холдинга 66.ru Евгений Островский.

«Рынок классической интернет-рекламы b2c почти остановился. Все основные услуги сформированы, основные игроки определены. Идет простой планомерный рост всей отрасли. Несколько лет назад рынок прибавлял 50–60% в год, сейчас, думаю, — всего 35–40%. Говорить о действительно революционных изменениях я бы не стал, новых игроков монстров не появляется. Но заметные события в последние два-три года все-таки происходят», — говорит он.

Первое — это мобилизация потребления контента и сервисов:

«Доля трафика с мобильных устройств по некоторым направлениям на портале 66.ru иногда достигает уже 50%. Например, мобильный трафик при чтении новостей — до 40%, погоды и курсов валют — около 50%, при поиске лекарств — за 50%. За год мобильный трафик вырос в два раза, за два года — в четыре».

И продолжает:

«Для привычной в Екатеринбурге интернет-рекламы, баннеров, это, конечно, смертельно. На медийных площадках их обычно три-четыре на страницу. В мобильной версии физически не сделать столько баннеров. Борьба за мобильного пользователя — это отдельная головная боль, в первую очередь из-за будущей монетизации».

Четырехкратный рост мобильного трафика побудил развивать мобильную версию сайта и E96.RU, подтверждает Борис Лепинских.

Интернет пестрит предложениями новых сервисов и опций для бизнеса. На слуху: продвижение в соцсетях (SMM), e-mail-маркетинг, геймификация и пр. На деле, правда, оказывается, что SMM сводится к «накрутке» пользователей-ботов в группы, а «лайки» в соцсетях и увеличение базы подписчиков e-mail-рассылки не приводят к росту финансовых показателей. На Дискуссионном клубе DK.RU обсудили подводные камни продвижения бизнеса в Интернете.

Вторая тенденция, по мнению г на Островского, — сдвиг на рынке интернет-услуг в сфере недвижимости. Прежде всего это связано с продажей «ВымпелКомом» старейшего портала Екатеринбурга — Е1.RU (помимо прочего — крупнейшей в городе площадки объявлений и предложений по жилой и коммерческой недвижимости) издательскому дому Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп в марте 2013 г. Сумма сделки не раскрывалась, по мнению экспертов, она могла составить от 500 млн до 1 млрд руб. Сфера интернет-сервисов для недвижимости долгое время топталась на месте, отмечает глава 66.ru:

«Приход в этот сектор игрока, который хочет зарабатывать деньги, является позитивным событием для рынка недвижимости».

Третья заметная тенденция — технологизация привычных рекламных форматов. Массированная реклама noname-аудитории и мигающие для привлечения внимания картинки все менее интересны рекламодателям и аудитории.

«У нас есть технологический проект «Персотрекер», который собирает информацию о пользователе по всем нашим площадкам. В итоге мы можем показывать рекламу по очень подробному таргетингу», — говорит Евгений Островский.

В целом сегодня вряд ли можно создать успешный продукт в одиночку, необходима сплоченная команда, где успех зависит от каждого, считает директор и владелец хостинговой компании NetAngels Антон Халиков:

«У команды должен быть лидер, который вместе со всеми тянет общую лямку, задает направление развития и тащит команду за собой, понимает как в управлении людьми и процессами, так и в технологических нюансах продуктов или услуг компании».

В случае NetAngels такой прорыв случился в 2013 г., продолжает г-н Халиков:

«Мы отказались от ряда старых услуг и вместо этого развернулись в сторону облачных технологий. Чтобы этот прорыв произошел, мы увеличили штат программистов в 2,5 раза и довольно серьезно пересмотрели подход к управлению разработкой».

Николай Адеев, директор Artsofte, отметил, что его компания пришла к разработке облачных решений для узких сегментов — финансы, интернет-торговля, телеком.

«Также выпустили ряд нишевых продуктов «под ключ» — для автодилеров и агентств недвижимости. Разработка и продвижение должны идти в комплексе. Бесшовная интеграция достигается только в единой экосистеме», — заключил он.

О том, как Николай Адеев создавал кузницу стартапов, читайте на портале DK.RU.

Среди основных трендов в сегменте веб-разработки и продвижения сегодня называют геймификацию, дополненную реальность, виральные механики в соцсетях (например вирусные видео), говорит Алексей Кулаков, генеральный директор Digital-агентства JetStyle. Компании, работающие в этом сегменте, полагают, что некомпетентные игроки будут уходить с рынка, поскольку сейчас они зарабатывают прежде всего на ошибках заказчика. По мнению г-на Кулакова, мобильная реклама, как и SmartTV (концепция «второго экрана») сейчас являются сильно недооцененными направлениями. В целом, по подсчетам DK.RU, весь объем рынка веб- и интернет-услуг в Екатеринбурге за 2013 г. вырос на 30% — до 1,2 млрд руб.

Дорога в облаках

Чтобы выжить в регионе, необходимы две вещи, считает Евгений Островский: первым занять перспективную нишу и удерживать аудиторию, а также быть гибче в работе с клиентами и лучше понимать их потребности.

«Все успешные региональные проекты состоялись исключительно потому, что в какой-то момент оказались первыми в своей нише. Я не знаю ни одного проекта ни в одном из регионов, который бы пришел значительно позже и победил», — говорит он.

«Найди, угадай, почувствуй перспективную нишу. Будь первым. Не останавливайся, — подчеркивает г-н Островский, отмечая, что следствие вышесказанного еще важнее. — Не делай региональный интернет-бизнес сегодня. Если проект нельзя быстро (в идеале — сразу) делать на всю русскоговорящую аудиторию по всему миру — не делай».

Для успешной конкуренции с федеральными и международными корпорациями региональная компания должна, в первую очередь, мотивировать сама себя, полагает Антон Халиков:

«Предлагаемый ею сервис должен быть на максимально высоком уровне. Возможно, у вас нет таких крутых инвесторов, у вас нет денег на шикарные многоэтажные офисы, вы не завешиваете своей рекламой весь мир, но вы должны работать только на отлично».

Крайне важно следить за развитием отрасли и за изменением предложений крупных игроков. Необходимо также правильно распределять свои силы и не пытаться оказывать максимально возможное количество услуг, подчеркивает г-н Халиков. Например, в хостинговом бизнесе главная тенденция — движение в облака: облачные технологии постепенно заполняют все.

«Каждое новое направление деятельности компании рано или поздно потребует серьезных инвестиций для выхода на новый уровень. Региональная компания может оказаться не в состоянии одновременно расшириться в десяти разных направлениях и вложить в каждое из них значительные средства. Поэтому не стоит растрачивать ресурсы», — считает он.

Федеральные и глобальные компании, а также инвестфонды проявляют к региону пристальное внимание — это тоже одна из основных метрик зрелости рынка. После насыщения столиц федеральные интернет-компании идут в первую очередь на Урал. Это очень четкая тенденция, продолжает Борис Лепинских. Так, из домашнего региона сразу в Екатеринбург в 2014 г. пришли новосибирский интернет-магазин «Терминал» и московская компания Arinteg, работающая в сфере защиты информации. «Потому что на столичном рынке почувствовался недостаток денег», — говорит директор Arinteg Дмитрий Слободенюк.

Осенью 2012 г. екатеринбургский интернет-магазин E96.RU объединился с московскими Utinet.ru и Sotmarket.ru — в составе IQ One Holdings. Его основатели Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров сохранили за собой 49% компании. Спустя 1,5 года DK.RU встретился с г-ном Лепинских, чтобы обсудить, получил ли E96.RU ожидаемый синергетический эффект от объединения, какие перспективы компания видит в совместных проектах с офлайн- и онлайн-рителерами, а заодно выяснить, какие настроения царят на интернет-рынке города.

В этот процесс включились даже банки. Одним из интересных стартапов стал проект Банка24.ру — «Кнопка» — сервис информационного, консультационного и банковского обслуживания предпринимателей, включающий интернет-банк, услуги бухгалтера, юриста и ассистента. Идеологом проекта стал Борис Дьяконов — ранее первый зампред банка, а сейчас — предправления.

Екатеринбургские разработчики видеоигр Targem Games стремятся выйти на потенциально многомиллионный рынок, поддерживающий виртуальную реальность. В апреле 2014 г. он объявил о поддержке шлема виртуальной реальности компании Oculus VR (входит в Facebook) для своей онлайн-игры Star Conflict.

«Значительный рывок может произойти в результате появления новых технологий — например шлемов виртуальной реальности с полным погружением», — говорит гендиректор компании Станислав Скорб.

Сильнее всего конкуренция усиливается в сегменте e-commerce — на российский рынок агрессивно зашли глобальные компании: Amazon и eBay из США и китайский Alibaba.com. Отечественные интернет-ритейлеры считают, что конкуренция с зарубежными игроками несправедлива, поскольку они не платят в России налогов, а пользователи могут беспошлинно ввозить из-за рубежа посылки весом до 31 кг и стоимостью до 1 тыс. евро. Впрочем, в начале мая президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству устанавливать порог беспошлинного ввоза товаров, ввозимых почтой из-за рубежа. Ранее правительство одобрило предложение Минфина, согласно которому импортировать без уплаты пошлин можно товары стоимостью до $150 и весом до 1 кг.

Но повышенное внимание властей тоже вряд ли пойдет на пользу интернет-бизнесу, полагают ИТ-бизнесмены. Некоторые инициативы уже не находят одобрения в профессиональных комьюнити: например, с 1 августа вступает в силу закон, приравнивающий к СМИ блогеров, чьи страницы посещает более 3 тыс. человек в сутки. Или «антипиратский» закон, позволяющий блокировать сайты за нелегальный контент: по решению суда, но без рассмотрения жалобы по существу.

Стартап-помешательство

Стартап-движение, скалькированное с Силиконовой долины, возникло в России несколько лет назад. В Екатеринбурге идею поддержки стартапов с 2011 г. продвигали венчурные фонды Projector Ventures и RedButton Capital — с портфелем по десять проектов у каждого. К 2014 г. они сбавили обороты. Основатель первого фонда Леонид Волков* уехал в Люксембург и трудится в компании Artec Group, где в настоящее время работает над глобальными стартапами, в том числе связанными с 3D-печатью. Идеологи RedButton Capital разошлись: Евгений Шароварин занимается в основном ИТ-продюсированием. Дмитрий Калаев стал директором акселерационных и образовательных программ Фонда развития интернет-инициатив, причем возглавляет ФРИИ гендиректор компании NAUMEN Кирилл Варламов. Созданная по инициативе президента структура, занимающаяся поддержкой онлайн-стартапов на ранних стадиях развития, в начале 2014 г. запустила региональную кампанию: акселератор стартапов начал работать и в Екатеринбурге. Еще два члена команды RedButton Capital, Алексей Костарев и Сергей Показаньев, сейчас развивают сервис лояльности Giftoman, которая позволяет получать подарки и бонусы при покупке в магазинах.

Конкуренция за персонал, которая еще несколько лет назад была серьезнейшей проблемой, сейчас не так актуальна для ИТ-сообщества, хотя в целом вопрос не исчерпан, рассказывают игроки рынка.

«Ну, есть конкуренция. Но я бы не стал говорить, что она какая-то уж смертельная или особенная. Точно такая же конкуренция, как и за деньги клиента, может, даже слабее. Особых проблем найти людей нет», — говорит Евгений Островский.

В последние пару лет кадровый дефицит значительно снизился, также отмечает Антон Халиков.

«Для нашей компании, думаю, это можно объяснить тем, что, во первых, мы уже достаточно зрелые и известные. Во вторых, мы и сами научились лучше искать нужных нам людей, стали рекламировать себя как работодателя, работать со студентами, с региональными ИТ-сообществами и т. п. Опять же, мы вышли в соцсети и постарались стать еще более открытыми», — говорит он.

Готовых специалистов e commerce в принципе мало: рынок молодой. Выход — в межотраслевой миграции сотрудников: людей приходится переучивать под новые задачи. E96.RU в последнее время стал брать на стажировку студентов технических факультетов — опыт ИТ-компаний в других сегментах показал эффективность этой модели.

По данным «Яндекс.Маркет», в Екатеринбурге и Свердловской области работает 6,7 тыс. интернет-магазинов. Средняя посещаемость 8 крупнейших локальных магазинов составляет 84 тыс. человек в месяц. При этом наиболее посещаемыми среди локальных игроков являются магазины бытовой техники (на них пришлось 62% посетителей), тогда как среди федеральных игроков популярностью пользуются компании со смешанным ассортиментом (64% посетителей). РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

В 66.ru, впрочем, пытались работать с вузами, но пришли к полному разочарованию, жалуется глава компании.

«Причина в основном одна: там личности в толстенных розовых очках с гипертрофированным самомнением. Пусть они свои розовые очки снимают за чей-нибудь другой счет», — считает г-н Островский.

Примечательно, что недавно Евгений Шароварин, выступая на форуме интернет-предпринимательства ФРИИ в Москве, предложил Владимиру Путину возродить кружки детского технического творчества.

«Эта система могла бы помочь подготовить квалифицированных специалистов и вывести Россию в лидеры одного из самых перспективных технологических направлений — робототехники», — сказал он в разговоре с президентом.

«Спасибо вам большое, Женя, за то, что вы обратили на это внимание», — ответил г-н Путин.

Автор: Андрей Пермяков

* - выполняет функции иностранного агента