«Благодаря инвестициям компании получат выручку и возможность отказаться от сокращения персонала. Вопреки логике, некоторые региональные администрации решают заморозить уже согласованные ГЧП-проекты».
Феликс Блинов, генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал», председатель комитета по инвестициям Российской гильдии управляющих и девелоперов, рассказал DK.RU о кризисных парадоксах рынка ГЧП-проектов.
Государственно-частное партнерство позволяет не откладывать реализацию проекта «в долгий ящик», на тот момент, когда в региональном бюджете появятся средства, а оперативно запустить проект создания необходимой инфраструктуры посредством привлечения средств частных инвесторов. Каждый такой проект, кроме того, что рождает нужный региону объект, влечет за собой создание дополнительных рабочих мест для жителей региона, генерирует дополнительные налоги в региональный бюджет.
Например, при приостановлении работ по строительству новых объектов за счет бюджетного финансирования, жилой и коммерческой недвижимости в Москве и Московской области, без работы вынужденно остались тысячи рабочих, которых можно было бы задействовать на строительстве инфраструктурных и социальных объектов, реализация которых продолжается.
Но, вопреки логике, некоторые региональные администрации принимают решение о заморозке уже согласованных ГЧП-проектов.
В частности, приостанавливаются ГЧП-проекты в сфере транспортной инфраструктуры в Московской области. На неопределенный срок отложена реализация ГЧП-проекта по строительству многофункционального культурного центра в Южно-Сахалинске. Соответствующие решения принимают правительства регионов в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Хотя ранее развитие инфраструктуры Московской области стояло приоритетной задачей. Не менее важной обозначалась и потребность Сахалина в едином культурном объекте, объем инвестиций в который должен был составить более 21 млрд руб.
Такие решения сегодня выглядят необдуманными и продолжат собой перечень «парадоксов» на этом рынке, одним из которых является, в том числе, нежелание региональных властей предоставлять частным инвесторам МГД (минимальный гарантированный доход) при реализации ГЧП-проектов, который позволяет расширить инвестиционные рамки проекта и привлечь банковское финансирование. При этом он закладывается в бюджет концедента, но при успешной реализации проекта может и не потребоваться. Привлечение банковского финансирования, которое становиться возможным только при наличии МГД, априори дешевле стоимости капитала инвестора, что позволяет существенно снизить стоимость услуги для конечного потребителя. Уже только для этого стоит включить этот механизм в ГЧП-проект. Тем не менее, региональные администрации очень неохотно идут на предоставление МГД инвестору проекта.
На наш взгляд, ситуация в корне неверная. В сложившейся сегодня ситуации целесообразно двигаться в ровно противоположном направлении: тем инвесторам, кто готов инвестировать в текущем состоянии экономики надо предоставить самый зелёный свет, помочь как можно скорее начать реализацию проектов, быстрее пройти соответствующие бюрократические процедуры.
Тем же инвесторам, которые задумались о целесообразности инвестиций необходимо дать какие-то гарантии на старте проекта, например, через тот же механизм МГД или отсроченную плату за доступность. Необходимо помочь и тем инвесторам, которые уже начали проекты ранее. Более чем вероятно, что текущая ситуация повлияла на них негативным образом.
По данным «Росинфра» на конец 2019 года в стране на разной стадии реализации находился 3601 проект на принципах ГЧП, при этом совокупные инвестиционные обязательства публичной и частной стороны составляют 3,9 трлн руб., из них обязательства частных партнеров — 2,8 трлн руб.
Это те средства, которые как воздух нужны сейчас нашей экономике, компаниям, которые благодаря им получат загрузку своих мощностей, выручку и возможность отказаться от сокращения персонала. Они заслуживают внятного рассмотрения и работы по их привлечению.
Отказ от реализации ГЧП-проектов со стороны концедента, публичной стороны, в сегодняшних непростых экономических условиях выглядит крайне странно. Карантин закончится, а потребность в таких объектах у жителей и властей останется, но запустить их повторно, в условиях «просевшего» регионального бюджета, без привлечения частного капитала, будет невозможно.
Потеряв инвесторов, взаимодействие с ними, их доверие, вернуть их обратно будет непросто и, скорее всего, придется искать новых. Но поверят ли новые инвесторы гарантиям и заверениям, наглядно видя пример предыдущих?
Инвестиционная группа «РВМ Капитал» — один из лидеров в области прямых инвестиций, инвестиций в недвижимость, доверительного управления и ГЧП-проектов. Группа успешно реализовала более 40 проектов в 7 федеральных округах в различных сферах экономики, участвует в крупных инфраструктурных проектах в регионах России, в то числе по строительству высокоскоростной магистрали Екатеринбург-Челябинск, и в проекте по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Красноярском крае.