Есть ли почва? На мой взгляд, она, несомненно, есть. Сегодня российские типографии поставлены в неравные условия с зарубежными конкурентами, среди них три крупных игрока — Финляндия, Украина и Приб
Есть ли почва?
На мой взгляд, она, несомненно, есть. Сегодня российские типографии поставлены в неравные условия с зарубежными конкурентами, среди них три крупных игрока — Финляндия, Украина и Прибалтика. Стоимость полиграфического сырья в этих странах в среднем на 50% ниже, чем в России, ввиду отсутствия НДС и таможенных пошлин. В России эти налоги стали серьезным препятствием для развития полиграфической отрасли. Объединению печатников мешают внутренние ценовые войны. Тем временем крупных потребителей полиграфической продукции обхаживают зарубежные фирмы. Чем раньше мы сумеем выработать общее видение многих вопросов, включая уровень цен на рынке и нормы корпоративной этики, тем лучше будет для наших типографий. Западные предприниматели пришли к выводу, что этичный бизнес — не философская категория, а источник дополнительных дивидендов. Пример питерских полиграфистов в этом смысле показателен — спорные вопросы они решают за столом переговоров.
Зачем объединяться?
В Екатеринбурге та же проблема, что и в Москве, хотя типографий почти на порядок меньше. Специалистов, до перестройки занимавшихся полиграфией, среди печатников практически нет. Тех, кто представляет, как должно выглядеть эффективное производство, — единицы. Возможно, это одна из причин, препятствующих объединению — уровень квалификации менеджеров, управляющих предприятиями, объективно невысок. Есть ли цель альянса?
Если верить президенту России, то да. В 2006 г. страна должна вступить в ВТО. Мы уже видим приближение этого счастливого события. Кредитные ресурсы стали существенно ближе и доступнее, чем пять, а тем более — десять лет назад. В Екатеринбурге идет техническое перевооружение типографий. Правда, серьезные инвестиции до сих пор делаются исходя из представлений собственника о том, что нужно купить, а не из потребностей рынка. Если цена ошибки превышает прибыль, компании приходит конец. В Москве этот период уже завершился — там типографии переходят из рук в руки по второму и третьему разу. Что нас ждет после вступления в ВТО?
На нашем рынке появится (в этом нет ни малейших сомнений, учитывая сложную ситуацию в Европе) профессиональное сообщество людей, хорошо разбирающихся в бизнесе и в печатных технологиях. С одной стороны, естественный отбор оставит в живых сильнейших — останутся наиболее смышленые и быстро реагирующие. С другой — любое политически и социально развитое государство должно защищать интересы граждан — коренных жителей. В этом смысле инструменты налогообложения формируют либо порог благоприятствия, либо защитный барьер, не позволяющий смести с лица земли определенный сектор экономики в отдельно взятом государстве. За последние пятнадцать лет не было предпосылок создания государственной защиты. Можно предположить, что барьеров от ВТО не будет — лоббировать интересы полиграфистов во власти сегодня некому, а уже давно надо бы. Искренне надеюсь, что государство все-таки пойдет нам навстречу, хотя особых иллюзий на этот счет не питаю. Как-то не принято у нас помогать отечественному производителю. Нет традиции. Говорят, была когда-то. Но после 1913 г. исчезла.
С кем объединяться?
В Екатеринбурге такие попытки предпринимаются с 1992 г., когда появились первые серьезные компании. Но диалога пока не получается. Есть старая латинская поговорка: кто выигрывает в мелочах, неизбежно проигрывает в главном. Наблюдая за нашим рынком уже 14 лет, могу сказать, что любителей выигрывать в мелочах у нас большинство.
Время от времени в городе появляются новые типографии, затратившие определенную сумму на покупку оборудования и уверенные, что смогут перекроить рынок в свою пользу. Раньше это называлось красногвардейской атакой на капитал. Позиция «мы всех победим» — идеология без практики. Нет ничего страшнее русского интеллигента на лошади, размахивающего шашкой. Обычно такие предприятия не выдерживают конкуренции и пускаются в демпинг. Именно поэтому доходность в некоторых секторах полиграфического рынка предельно низка — она позволяет платить людям зарплату, но не дает возможности развиваться. Оборудование рано или поздно изнашивается, приходится выделять деньги на амортизацию. Через 3-4 года ошибки собственников становятся очевидными.
Переделы рынка неизбежны, но если предприниматели осознают пользу альянса, конкуренция станет более цивилизованной. Необходимо осознать и договориться об общих корректных правилах ведения бизнеса. О создании списка недобросовестных клиентов, как это сделали бумажники. О формировании центров подготовки специалистов, как это делают в Германии в рамках союза полиграфистов. О выработке единых технологических правил и норм. Список можно продолжать.
Побеждать конкурентов нужно за счет лучшей организации бизнес-процессов, более высокой квалификации менеджеров и исполнителей. Хотя, может быть, я идеализирую реальность. Однако перед вступлением в ВТО мне хочется призвать коллег к объединению.