«Я не могу честно конкурировать с иностранной компанией, у которой есть кредит на 15 лет под 3-4% годовых. А от нефтяных доходов нам ни жарко, ни холодно». Разрыв между властью и бизнесом растет.
Завсегдатай рубрики «Особое мнение» на DK.RU Андрей Бриль часто берет на себя роль рупора, озвучивая мысли и потребности бизнес-сообщества и рассуждая на темы, про которые не каждый станет говорить публично.
В последнее время разрыв между государством (в широком смысле) и предпринимательством вырос как никогда. Пытаясь соблюсти государственные интересы, чиновники и финансовые деятели под разными предлогами отрезают бизнес от ресурсов. Причем иногда это происходит совершенно абсурдно: например, они говорят, что бизнесу не нужны инвестиции, потому что хороших проектов все равно никто не предлагает.
В традиционной колонке Андрей Бриль задумывается, почему у руководителей страны и у представителей бизнеса совершенно разные приоритеты.
Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области:
— От руководства страны в лице чиновников и экономистов мы часто слышим, что важнейший фактор для страны — это цены на нефть. По их мнению, именно нефть определяет все, что происходит в экономике. А еще санкции, которые оказывают угнетающее влияние на экономику и являются безусловным злом, изолируя нас от мира. Есть и другие факторы, которые руководство страны называет негативными: брекзист, снижение административных барьеров, улучшение инвестклимата, участие в международных инвестиционных рейтингах.
При этом противоположная сторона, и я в том числе, наоборот, считает, что эти вопросы на самом деле не являются приоритетными. И что заниматься надо совершенно другими вещами.
Чудеса в экономике
Цены на нефть нам не кажутся фатальным фактором. Спад в нашей экономике начался за два или даже три года до того, как цены на нефть начали падать. Еще в 2012 г. у нас прекратилось кредитование, резко замедлился инвестпроцесс, снизился ВВП, при этом цены на нефть были за 100 долларов.
Да и в целом бизнес-сообществу от нефтяных доходов ни жарко, ни холодно. Система налогообложения нашей нефтянки и газа таковы, что реально сверхдоходы получают не субъекты экономики. То есть они, конечно, попадают в экономику через бюджетные расходы, но поскольку существует механизм стерилизации этих денег и вывода их за границу, то мы видим, что не мы являемся бенефициарами этих доходов, и их влияние на нас драматически преувеличено.
Собственно, кто сказал, что эти деньги должны попадать к нам? Видимо, это деньги вовсе не наши, они принадлежат тем, кто ими управляет, они решают с их помощью какие-то свои проблемы.
У меня нет никаких доказательств, это полностью умозрительная конструкция, но это попытка объяснить странное, чудесное зрелище, которое я вижу в нашей экономике.
Для кого санкции — зло
Относительно санкций так это вообще не зло, а исторический шанс для целого ряда отраслей — например, сельского хозяйства. Есть ряд рынков, по которым нам четко дали понять, что мы не можем рассчитывать на включение в мировое разделение труда. Более того, мы можем быть немедленно отключены от поставок нам некоторого оборудования или товаров.
А все ведь как делалось? Взять хоть систему госзаказа. Система была такой, что отечественные производители не могли получить никакие преференции при распределении контрактов. Более того, велась псевдолиберальная политика, что должна быть честная свободная конкуренция: почему бы не купить иностранное, если там качество выше, а цены ниже.
Что могло хорошего получиться, если ты сознательно выключаешь своих производителей из инвестиционного процесса?
Ведь это не честная конкуренция, это просто блеф и большой-большой неприличный обман, потому что я не могу честно конкурировать с иностранной компанией, у которой есть кредит на 15 лет под 3-4% годовых.
Чтобы в стране шел инвестиционный процесс, чтобы создавались новые производства, нужна разумная протекция и защита собственного рынка. И рассчитывать на иностранные инвестиции здесь не приходится. Если я могу строить заводы на открытых площадках в Европе или Азии и свободно продавать свои товары здесь — без таможенных ограничений и других требований, то я никогда не буду втягиваться в сложные драматические истории со строительством завода в России. Так что заверения некоторых наших руководителей о том, что стоит открыться, и сюда придут иностранные инвесторы, — это просто свидетельство недалекости.
Поэтому бизнес-сообщество рассматривает санкции не как зло, а как первую долговременную системную международную программу по поддержке и развитию российской экономики.
Нужно оговориться, что это верно для МСБ и тех, кто ориентирован на внутренний рынок. Для крупного бизнеса, который ведет деятельность за границей, санкции, вероятно, минус. Хотя непонятно, реально ли действующий минус. Наших и так там гнобят и никуда не пускают. Взять хоть антидемпинговое разбирательство против крупных металлургических компаний. Так что хотелось бы увидеть расчеты и объективный анализ, так ли уж велико влияние санкций на крупный бизнес.
Какой профиль инвестора нам нужен
А вот что для нас действительно актуально, без чего мы жить не можем, так это без ответа на вопрос, какой профиль инвесторов нам нужен, кто должен развивать сегодня российскую экономику. Когда говорят «инвесторы», почему-то сразу предполагают, что это иностранцы, что только они могут обеспечить нам технологическое развитие, а мы будем по мере сил трудиться на них и отдыхать в хороших местах. Это большое заблуждение.
Иностранные инвесторы еще ни одну страну не спасли и не развили. Национальную экономику во всех странах развивает местный капитал.
Поэтому надо четко ответить на вопрос: каким должен быть инвестор с точки зрения формы собственности — государственный или частный. Сейчас идет крен в сторону государственных, и это плохо, потому что для диверсифицированной экономики нужно как можно больше хозяйствующих самостоятельных субъектов, которые сами вкладывают деньги и создают продукты и услуги в многочисленных нишевых рынках. СССР, кстати, развалился именно потому, что государство не смогло обеспечить необходимый набор продуктов и услуг по приемлемым ценам и нормальных условиях доставки до потребителей.
Надо понять, каким по размеру должен быть инвестор — крупным или мелким. Почему-то считается, что построить ларек — это не инвестиция, хотя что это? Если таких ларьков сто тысяч, то, может, они больше вложат в экономику, чем Газпром. Отсюда еще один важный вопрос — сколько реально вкладывает малый бизнес, какова его роль в экономике.
Вот такой полярный взгляд на приоритеты у нас и у тех, кто близок к власти. Вот о чем надо нам договариваться.
Над материалом работали: Ольга Селезнева, Сергей Дружинин