«Город офигел от идиотизма происходящего и асфальта, положенного прямо на бехатон. Мэр и губернатор отреагировали мгновенно, растянув бессмертную цитату Лаврова на несколько предложений».
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— У нас в городе есть тайное общество «Грабли, срач и хайп». Стоит повестке успокоиться, pr-службам расслабиться, журналистам и блогерам заскучать, как это общество ставит забор в сквере, объявляет о повышении зарплаты мэру или заливает гудроном граффити на Площади первой пятилетки. Если совсем ничего не придумывается, это общество просто проводит ИННОПРОМ, и весь город срется на тему: «Зачем он нужен».
Последняя акция удалась особенно. В рамках фестиваля «Стенограффия», на муниципальные деньги в том числе, легально, выдающимся граффити-каллиграфом Покрас Лампас (кто это?) был создан супрематический крест с цитатами из Малевича на площади Первой пятилетки. Фестиваль в самом разгаре, а коммунальщики Орджоникидзевского района начали этот крест асфальтировать. Ну, то есть, не крест, а пешеходный переход, который угораздило проходить по свеженарисованному кресту.
Город офигел от идиотизма происходящего и асфальта, положенного прямо на бехатон. Мэр и губернатор, надо отдать должное, отреагировали мгновенно, растянув бессмертную цитату «Дебилы, б…» на несколько предложений.
Асфальтирование шедевра было прекращено, теперь предстоит реставрация. Бенкси в Лондоне, прости господи, не реставрируют, потому что уличное искусство, а у нас граффити реставрируют. И как теперь там менять плитку — а бехатон, как мы знаем, долго не живет, — только тому же господу известно. Кстати о господе.
Возникли подозрения, что асфальтирование супрематического креста, вполне укладывающееся в рамки лютого акционизма, организовал отдел православия того самого общества «Грабли, срач и хайп». Православная общественность потребовала супрематизм таки доасфальтировать, ссылаясь на уложение Шестого Вселенского собора, запретившее топтать кресты. Я прямо вижу, как это тайное общество всю ночь заседало, думало, как усилить реакцию на требование уничтожить произведение уличного искусства, и под утро кто-то самый коварный крикнул:
— Эврика! Давайте приплетем Шестой Вселенский собор! Там еще евреям в общих банях запрещают мыться!
— Гениально, брат! Блогеры взвоют от счастья!
И хором:
— Ура!!!
И горожане, едва проснувшись, начали по благоприобретенной привычке требовать отставки мэра. А теперь, как говорят на «Эхе Москвы», развернемся. Во-первых, давайте зафиксируем две позиции. 1. Скандалы и общегородские срачи в Екатеринбурге заводятся даже не с полпинка. Двигатель этой машины всегда на ходу, ревет и чадит, и она рвет с места с визгом, стоит отпустить тормоз. А держать тормоз мешает граната в руках: рвануть может по любому поводу. Есть классика, типа того же храма Екатерины, но поводом для срача становится вообще все, хоть ИННОПРОМ, сам факт его проведения. Не угадать. 2. Страна у нас, может быть, и авторитарная, но власть чувствительна к уличным протестам как молодая мать к дыханию ребенка. Несколько тысяч горожан гоняют невидимый храм Екатерины по всему городу уже десять лет, и никакая власть с ОМОНом и «олигархи» с миллиардами ничего с этим сделать не могут.
После последней попытки построить храм власть, очевидно, выучила урок и стала работать на опережение. Сколько процентов горожан знают, что такое супрематизм и кто такой Покрас Лампас, можно только догадываться. Но защитники граффити, бросающиеся под асфальтоукладчик в эфире федеральных каналов, и в мэрии, и в резиденции явственно почудились. «Стоять!», — одновременно крикнули оба дома.
Во-вторых, у нас явно повышенная активность и СМИ, и горожан на тему «Мэра в отставку». Забор в сквере поставили — мэра в отставку. Не вышел к митингующим — мэра в отставку. Вышел к митингующим — мэра в отставку. Ливень прошел, дороги затопило — мэра в отставку. Дороги затопило ровно в тех местах, где топило при Чернецком, при Якобе, про Порунове, при Ройзмане. Но в отставку — Высокинского. Почему требуют, более-менее понятно. Накопилось раздражение властью во всех ее проявлениях. Жить стало лучше (смейтесь, если хотите), и мы можем себе представить, что дороги после ливня не топит. То есть затопленные дороги воспринимаются как косяк, а не как неизбежность. Ну, и появился мэр.
С Ройзмана спрашивать за что-то происходящее в городе никому в голову не приходило, Якоба мало кто из горожан узнал бы на улице, а то, что у Ройзмана можно было потребовать спросить с Якоба, избиратели Ройзмана органически не догадывались. У Высокинского есть уязвимое место: неизбранный. Точнее, избранный, но не всенародно. Поэтому бурлеж идет двухкомпонентный: в отставку и верните прямые выборы. Спрашивать, почему, когда прямые выборы отменяли, ̶н̶и̶ ̶о̶д̶н̶а̶ ̶с̶о̶б̶а̶к̶а̶ ни один передовой горожанин не вышел протестовать, все равно, что спрашивать: почему, когда шло обсуждение проекта храма Екатерины в Интернете (!) никто из будущих протестанов не проголосовал против. На этот вопрос они могут ответить только взглядом моей кошки, когда у нее спрашиваешь: «Марта, ну какого хера?». То есть полным непониманием, о чем речь.
И еще чуть-чуть доразвернемся к цели этой колонки. Я долгое время был за прямые выборы всех на свете, Интернет тому свидетель. Потом я стал топить за избирательный ценз. И механизм выборов мэра не прямых, а через представителей — депутатов городской думы. Как вариант ценза это вполне норм. Да, кто будет мэром, по сути, решает та часть элиты, которая победит в борьбе за городскую думу. И слава богу. Прямые выборы как метод выпускания пара из бурлящей народной скороварки тоже норм, но при условии, что побеждает кто-то из кандидатов, выставленных элитными группировками. Народ при этом может думать, что этот чувак самый что ни на есть народный парень с городской окраины в красных кроссах. Но чур нас прямые выборы с непредсказуемым результатом, когда избиратели действительно голосуют в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Почему я стал так думать: все знают фразу Черчилля (или ему приписываемую): «Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем». Так вот, поздравляю, этот разговор состоялся.
Да, спасибо соцсетям. До их появления мы общались с теми людьми, с которыми хотели общаться, и которых мы сами отбирали из общей массы. И выступление какого-нибудь дебила на профсоюзном собрании воспринимали как отклонение от нормы. Соцсети дали слово всем. Мы внезапно во всяких фейсбучиках и контактиках начали общаться с людьми, с которыми судьба в реале нас никогда бы не свела. А если бы свела, мы бы их за километр обошли. И знаете что, количество тех самых дебилов в окружающем пространстве потрясает до глубины. И речь не о подонках с социального дна, речь о вполне успешных, современных, образованных людях, которые категорически не понимают, как этот мир устроен. Но думают что понимают, что вообще катастрофа. Особая примета: не читают дальше заголовка. Невежество и некомпетентность — вот исчерпывающая характеристика даже не среднего избирателя, а вполне продвинутого на фоне общей массы. В общей массе добавляется необразованность.
«Вот, — говорит человек, называющийся политологом. — Надо требовать отставки госчиновника Высокинского, которого назначила какая-то комиссия». Но Высокинский не госчиновник, и его не назначала никакая комиссия. Это бред. И этот бред несет недоумок, который у нас в Фейсбуке канает за эксперта. А уже упомянутый срач по ИННОПРОМу: закрыть его нахрен, городу от него никакой пользы. При этом люди не понимают, что выставочник ЭКСПО и ИННОПРОМ — это не одно и тоже, и даже, как Маркс и Энгельс, не муж и жена. И считать, отбился ли выставочник на одном мероприятии, это так же тупо, как ждать от филармонии имени Захи Хадид, которую мы собираемся строить, что она отобьется на билетах. А все эти протесты против храма в сквере? Я был против храма, потому что мне проект не нравится размерами.
Продвинутые горожане были против, потому что там будет фитнес-зал и подземная парковка (бред), потому что храм провалится в метро (бред), потому давайте лучше садики построим (бред), потому что за бюджетные деньги (бред), и потому что деревьев станет меньше, что приведет к распространению заболеваний (санитаров сюда!). Это цитата, погуглите, если хотите, чья.
Некоторую, мягко скажем, неадекватность нашего глубинного электората ярко показали еще выборы, на которых Евгений Ройзман* стал мэром. Тогда было два массовых типа голосующих за него. Первые заявляли, что Ройзман, став мэром, сделает то-то и то-то, и это было чистейшей фантазией, а иначе бредом, потому что Ройзман ничего такого не обещал. Вторые, голосуя за Ройзмана, показывали (как им казалось) жопу Куйвашеву. Да, люди выбирали себе мэра на пять лет с мотивацией показать жопу губернатору, которого видели только по телевизору. И они у нас сходят за продвинутых и образованных. Тогда это могло казаться особенностью конкретной группы электората, привлеченной особой харизмой. Но нет, не пользоваться мозгом по назначению, это типичное поведение основной массы избирателей.
Выводы. Количество скандалов будет расти, потому что надоело, напекло и назрело. Но никаких отставок — не за что, а shit happens неизбежно. При этом надо помнить, что протесты, в том числе с требованиями отставки - это нормально, это не страшно. И пускай себе этот пар свистит, пускай избиратели думают, что они здесь власть. Главное, чтобы избирательный ценз, в том или ином виде, не доводил нас до греха.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции DK.RU
>>>Читайте предыдущие колонки Евгения Енина:
«Уважение к старшим как норма и требование — это дикий бред, если чуть-чуть подумать»
«Диаспоры нельзя запретить. Но можно объявить, что мы их категорически не приветствуем»
«Можно ли любить Родину фрагментами? Грудь нравится, задница не очень, ноги — вау!»
«Если человек много читает, он духовный? А если читает тупую хрень? А если «Mein Kampf»?»
* - выполняет функции иностранного агента