«Даст ли губернатор Куйвашев сожрать Пьянкова?». DK.RU опросил бизнесменов, политологов и юристов и узнал их мнение по поводу задержания руководства МУГИСО.
27 апреля Ленинский суд Екатеринбурга должен был рассматривать «дело Пьянкова», но заседание отложили. Напомним, вчера следователи провели обыск в квартире главы министерства по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО) Алексея Пьянкова, а также дома и в кабинетах у его заместителей – Артема Богачева и Константина Никанорова. Поздно вечером министр и его замы были задержаны по подозрению во взяточничестве. Предположительно, глава МУГИСО обвиняется во взятке в 31,5 млн руб. и незаконной продаже объектов под предлогом подготовки Екатеринбурга к Чемпионату мира по футболу – 2018.
— Я думаю, что следственные органы не будут беспредельничать: какие-то доказательства у них есть, это само собой. Лично я с Алексеем Пьянковым не знаком – как и большинство тех, кто сейчас его обсуждает. Но я говорил с коллегами, и у меня сложилось ощущение, что для людей новость о его задержании не стала шоком. «Глава МУГИСО подозревается во взятке в несколько миллионов? Ну и что, все они там воруют». Часть общества отнеслась к этому, как к норме, другие сидят и злорадствуют. Но мало кого интересует, брал ли он действительно эту взятку или нет. А если брал? Никакого негодования я не заметил. Меня такая реакция настораживает.
— На данный момент крайне мало информации о том, что происходит вокруг МУГИСО. Но, если верить сообщениям СМИ, образ жизни министра и его замов явно не соизмерялся с их официальными доходами. К примеру, через полгода после назначения на пост руководителя МУГИСО Алексей Пьянков купил квартиру в «Тихвине» стоимостью 20 млн руб. Могу предположить, что это федеральный тренд: президент же четко дал понять, что тем, кто пытается построить бизнес на бюджетных деньгах и госсобственности, это с рук не сойдет. Понятно, что святых нет, но грань переходить не стоит. Так было в свое время с банками, которым несколько раз сообщалось: «Хватит заниматься обналичкой». Сейчас, видимо, дошло дело до чиновников.Очевидно, что эта история станет еще одним испытанием для губернатора Куйвашева: с одной стороны, если он позволит «сожрать» Пьянкова, это подорвет доверие к нему внутри его команды. Но если не позволит, это наверняка вызовет вопросы у Москвы.
— Мы обсуждаем пока только первичную информацию. Верится в нее или нет? Скорее, верится. То, что стали изобличать коррупционеров – это хорошо. А то разговоры о том, что нужно бороться с взяточничеством, идут постоянно, а когда кого-то ловят, все немного напрягаются. Это довольно странно все-таки. Но самое главное во всей этой истории – чтобы не получилось как с Васильевой. Да, нашли, да, возможно, докажут. Только потом это должно вылиться во что-то соответствующее.
— Все зависит от тех материалов, которые находятся в распоряжении следствия по этому делу. Если они достаточно существенны, то дело может приобрести весьма серьезный оборот. Либо это может быть неким политическим процессом и давлением по смене неугодных фигур на высоких постах. Конкретных выводов сделать пока нельзя, не зная, какие факторы лежат в основе претензий правоохранительных органов. Полагаю, эта информация есть у следствия и защиты, но сейчас вряд ли кто-то будет делиться подробностями — сегодня никто не заинтересован в том, чтобы разглашать детали ситуации.
— Эта ситуация очень закономерна, потому что назначение Пьянкова с самого начала выглядело крайне странным. Молодой человек без опыта с неоднозначной репутацией получает такую должность, а потом в 2015 МУГИСО впервые за всю историю работает « в минус», то есть показывает убытки. На этом фоне Пьянков судится со своим замом, и проигрывает ему иски на крупные суммы. Более неудачного варианта для чиновника я не знаю, и совершенно не удивлен этой историей, которая сейчас разворачивает, когда во главу угла ставится не компетентность, а какие-то другие качества.
— Конечно, для областной власти это малоприятная ситуация. Но не надо искать подтекста: якобы некто хочет «завалить» область и отправить кого-то в отставку — ничего подобного. Просто тема борьбы с коррупцией выходит на одно из ведущих мест во внутренней российской политике и информационном пространстве. Думаю, у областного правительства и губернатора есть запас прочности, чтобы разобраться с этой ситуацией и пережить ее. Такие потери, если вглядеться в историю, есть с обеих сторон, как областной власти, так и городской: мы помним про судьбу Контеева (Виктор Контеев, вице-мэр Екатеринбурга, осужденный за организацию убийств и рейдерский захват Овощебазы №4 — прим. ред.). Конечно, все это будет влиять на политику, и может негативно сказаться на результатах «Единой России» на ближайших выборах — даже в большей степени, чем на позициях областных властей.
— Я работал в правительстве и так понимаю ситуацию: если действительно все происходило именно таким образом, скорее всего, это была многоходовка. Кто-то главу МУГИСО подвиг к этому, объяснил, как можно действовать. Не думаю, что Пьянков мог взять на себя инициативу и все организовать. В любом случае, дыма без огня не бывает. Это скандал, который рикошетом ударит и по Паслеру, и по Куйвашеву (Денис Паслер, свердловский премьер; Евгений Куйвашев, губернатор региона — прим. ред.). Коррупция у нас в стране развита очень мощно, так что удивляться таким ситуациям не надо. Наоборот, должно настораживать, если в ведомстве все гладко, а проблемы не устраняются — значит, факт коррупции просто не вскрыли.Сейчас же нужно разбираться, причем не только на уровне МУГИСО, но и с другими структурами, которые находятся у кормушки – налоговые органы, таможня. Правоохранители должны раскрутить дело до истоков, это большая работа. Но она может оказаться невыполнимой — часто злоумышленники подстраховываются серьезными правоохранителями, чтобы их могли выручить, налаживаются связи».