Рынок облигаций подстегнет развитие экономики, считают в ЦБ РФ: в реальный сектор придут деньги, компании-эмитенты смогут получить недорогие займы, а инвесторы — доход выше депозитной ставки.
Российский рынок ценных бумаг пока находится в стадии становления. Согласно весеннему исследованию рейтингового агентства Moody's, объем бумаг в обращении на нем не превышает 50% ВВП страны. При этом номинальный объем локальных облигаций в обращении на конец 2016 г. составил 15,3 трлн руб., что не превышает 20% ВВП страны. Для сравнения: объем бумаг в обращении в США достигает 250% ВВП. По мнению аналитиков, он может вырасти за счет притока инвесторов, но пока их пул формируется медленно. В Банке России уверены: низкая активность как потенциальных инвесторов, так и эмитентов во многом связана с недостатком информации. Особенно заметна эта проблема в регионах. А между тем, уверяет Елена Чайковская, директор Департамента развития финансовых рынков Банка России, облигации во многих случаях по стоимости ресурсов и доходности могут конкурировать с банковскими кредитами и депозитами. Подробности — в интервью DK.RU.
Рынок облигаций сегодня в России развит весьма слабо, особенно в регионах. Что сейчас делается для того, чтобы изменить ситуацию?
— Да, это так, примерно 85% объема заимствований концентрируют Москва и Санкт-Петербург, там находятся более половины всех компаний, выпустивших облигации. В регионах этот инструмент до сих пор кажется чересчур экзотичным. На сегодняшний день на Московской бирже в обращении находятся всего 11 выпусков биржевых облигаций семи уральских эмитентов на общую сумму 35,95 млрд руб.
Развитию рынка облигаций сегодня серьезно мешает, во-первых, дефицит информации, во-вторых, не сформировавшийся рынок розничных инвесторов. Эти барьеры необходимо преодолевать: облигации в ряде случаев куда более выгодны, чем классические банковские продукты — как инвестору, так и эмитенту. Рынок ценных бумаг помогает эффективнее привлекать в экономику средства, которые сейчас лежат на банковских депозитах — это относится как к средствам населения, так и к другим категориям инвесторов, например пенсионным фондам или страховым компаниям.
Собственно, мы и начали заниматься развитием рынка облигаций, отталкиваясь от потребностей реального сектора экономики: сегодня во всем мире признано, что банковская система без поддержки рынка ценных бумаг не может эффективно справляться с его финансированием. Поэтому рынок капитала должен дополнить банковские продукты, чтобы экономика развивалась более высокими темпами.
ДОСЬЕ
Елена Чайковская, директор Департамента развития финансового рынка Центрального банка России
В 1995 году окончила Российскую Экономическую Академию им. Г.В. Плеханова (банковское дело, специализация — финансы и кредит).
С 1995 года по 1997 год работала в коммерческом банке, с 1997 года — в Московском отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России, потом ФСФР России), в отделе контроля. В 2004 году перешла на работу в Банк России, в Департамент операций на финансовых рынках. После создания в 2011 году Департамента финансовой стабильности — отвечала в нем за решение задач по развитию инструментария и инфраструктуры финансового рынка.
В январе 2014 года назначена директором Департамента развития финансовых рынков.
Насколько дешевле классического кредита обойдутся эмитенту деньги, привлеченные с помощью облигационного займа?
— Хороший вопрос. Это первое, о чем спрашивают предприятия, которые задумываются о выпуске облигаций — будет ли экономическая целесообразность, стоит ли результат затраченных усилий. Простой классический пример: компании нужны заемные средства на развитие. Сегодня такая компания идет в банк за кредитом, других альтернатив у нее нет, соответственно, кредитор в лице банка у нее только один, и добиваться более выгодных условий довольно сложно. На рынке публичного долга все наоборот — заемщик один, а инвесторов много, они конкурируют друг с другом, за счет чего ставка снижается. Вилка ставок очень широка: сегодня лучшие заемщики уже могут получать средства под 10% и ниже, при том, что максимальная ставка может достигать и более 30%. Все зависит от того, насколько рискованный бизнес ведет компания и хорошо ли ее знает инвестор. Ключевой момент — с каждым новым выпуском инвесторы лучше узнают компанию и больше ей доверяют, что обеспечивает понижение ставки при прочих равных условиях на рынке.
На этом рынке действует тот же принцип, что и с зачетной книжкой в вузе: сначала ты работаешь на нее, потом — она на тебя. Компания зарабатывает репутацию понятного заемщика, потом репутация обеспечивает компании снижение стоимости заимствования. Поэтому стоит учитывать, что рынок облигаций — это инструмент долгоиграющий. Выходить на него ради одного размещения не стоит: первый выпуск может обойтись не дешевле кредита. Нужно принять решение, что облигационный заем становится для компании постоянным источником финансирования наравне с кредитованием в банке, тогда это экономически оправданно. При этом неправильно противопоставлять облигации и банковский кредит, для предприятия это взаимодополняющие инструменты: все зависит от цели, срока, на который нужны средства, наличия обеспечения, условий досрочного погашения кредита и так далее. Достаточно часто решение о выходе компании на рынок облигаций продиктовано не только и не столько более выгодными ставками, сколько другими причинами.
И в каких случаях выгоднее взять в кредит, а в каких — выйти на рынок облигаций?
— Например, кассовые разрывы проще закрывать кредитной линией в банке. А вот если необходимо финансирование долгосрочных проектов, да еще и обеспечения под них недостаточно, то стоит всерьез задуматься о выпуске облигаций. Для компании это может оказаться даже более безопасным в смысле предсказуемости управления своим долгом — исключается ситуация, что кредитор в одностороннем порядке потребует повысить ставку или досрочно погасить заем. Кстати, развитие публичного рынка формирует конкурентную среду для банков. Видя, что хороший клиент может получить более дешевые деньги, кредитные организации порой идут на уступки — вплоть до предоставления необеспеченного финансирования.
При этом повторюсь, что компания должна регулярно рассказывать о себе инвесторам. Публичный рынок — он на то и публичный, что инвесторы получают информацию о заемщике, которому они одалживают деньги. Для некоторых компаний это может стать барьером, хотя сначала стоит поинтересоваться, какую конкретно информацию требуется публиковать.
А если компания все-таки не готова раскрывать данные о своей деятельности?
— Для таких эмитентов сегодня тоже придуман инструмент, и он постепенно набирает популярность на рынке — коммерческие облигации, которые размещаются по закрытой подписке. Это так называемые «клубные сделки»: облигации размещаются среди закрытого круга инвесторов, а не на публичном рынке, и эмитент заранее знает пул потенциальных покупателей, который для него подобрал организатор эмиссии. Правда, размещение таких облигаций, скорее всего, обойдется эмитенту дороже, чем размещение ценных бумаг на публичном рынке: инвесторы имеют меньше информации (особенно при первой эмиссии), и их риски должны быть оплачены. Сегодня этот инструмент выбирают компании, которым сложно по каким-либо причинам сразу сделать шаг на публичный рынок. Также этим инструментом начинают пользоваться для оформления внутригрупповых сделок, поскольку он несет в себе меньше рисков по сравнению, например, с векселями.
Считается, что выпуск облигаций — процесс достаточно трудоемкий и длительный…
— С каждым днем этот тезис все больше теряет актуальность. Конечно, первый шаг делать всегда сложно. Но инфраструктура не стоит на месте — в последнее время и Московская биржа, и Центральный депозитарий много делают для того, чтобы процедура становилась максимально удобной, она постоянно упрощается и ускоряется. Действительно, еще недавно считалось, что выпуск облигаций — это миллиардные суммы и очень длинные сроки. В среднем облигации выпускали на три-пять лет, а сумма выпуска начиналась от 500 млн рублей. Но за последний год мы видели уже и однодневные облигации, и выпуски на десятки миллионов рублей — это показывает, что спектр характеристик облигации как инструмента стал очень широк. Уплату купонов можно производить и раз в год, и раз в полгода, и поквартально. Фактически сейчас облигации стали конструктором, который можно почти идеально подогнать под нужды любого эмитента, главное — найти хорошего организатора облигационного выпуска, который подберет пул инвесторов.
И где его найти?
— На специализированных сайтах в интернете, посвященных рынку облигаций, есть рэнкинги организаторов. Большинство из них составляют банки — самые продвинутые игроки на финансовом рынке. Они очень быстро реагируют на изменение ситуации и трендов, понимая, что если они не будут гибкими, их мгновенно обгонят финтехкомпании. Поэтому все крупнейшие банки либо сами оказывают услуги по организации облигационных выпусков, создавая специализированные подразделения, либо выделяют в составе своей группы соответствующие организации, обычно имеющие брокерскую лицензию.
Как и на любом рынке, стоит встретиться с несколькими организаторами — обговорить все детали, сравнить условия — первичные консультации у них, как правило, бесплатны. Разброс в объеме расходов на размещение еще больше, чем в размере ставок, но в итоге при долгосрочной работе на этом рынке даже с учетом этих затрат привлеченные средства будут выходить дешевле кредита, который тоже, как правило, обходится дороже обозначенной в рекламных проспектах ставки.
Финансовые аналитики говорят о том, что развитие рынка облигаций напрямую зависит от роста количества частных инвесторов — физлиц. Как планируется привлекать их на инвестиционный рынок?
— Вообще население у нас не привыкло инвестировать в ценные бумаги. Наиболее популярными способами сбережения долгие годы оставались депозиты (общий объем депозитов в банках сейчас превышает 20 трлн руб.), покупка недвижимости и валюты. Но все три в последнее время теряют свою доходность. Люди начинают искать более доходные инструменты, и, к сожалению, часто находят весьма рискованные инструменты вложения для своих денег: например, рынок Forex, который агрессивно рекламируется и, конечно, обещает более высокий процент, но это и очень высокие риски, особенно для неподготовленного инвестора. Часто человек, проиграв на таком рискованном продукте, навсегда уходит с инвестиционного рынка разочарованным, и его деньги возвращаются на депозит или оседают мертвым грузом «под матрасом», а не идут в экономику.
Именно поэтому нам так важно повышать интерес частных инвесторов к облигационному рынку. Ощутимым стимулом для розничных инвесторов станет отмена с 1 января 2018 года подоходного налога с дохода, получаемого по обращающимся на бирже рублевым облигациям (которые выпущены после 1 января 2017 года). Кроме того, можно получать налоговые вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам. Все это способствует притоку частных инвесторов на рынок облигаций.
Насколько велика степень риска инвестора, вкладывающего свои средства в облигации?
— Если речь идет о государственных облигациях или выпусках крупных компаний с госучастием, риск инвестирования сопоставим с риском размещения средств на застрахованных депозитах в банках. Если инвестор вкладывается в частные компании поменьше, риски растут, и в этом случае нужно тщательно анализировать такую компанию, понимать ситуацию на рынке или найти хорошего консультанта. Плюс следовать стандартным правилам инвестора — не складывать все яйца в одну корзину и не инвестировать последние средства. В любом случае облигации, как правило, более доходный инструмент, чем депозиты, и в разы менее рискованный, чем пресловутый Forex.
А готов ли, например, один завод покупать облигации другого завода?
— До недавнего времени мы не рассматривали предприятия реального сектора в качестве кредиторов — в основном в качестве заемщиков. Но почему бы представителям реального бизнеса, у которых есть временно свободные средства, не покупать облигации? Компании, у которых есть собственная экспертиза или консультанты по вопросам инвестиций, тоже могут вкладывать деньги в облигации.