Компании-гиганты, захватившие рынок, часто не приносят прибыли. Да, их знают все, но живут эти корпорации за счет бесконечного потока инвестиций. Важно выбрать, хотите ли вы работать лишь ради имени?
Руководители многих компаний считают, что рост — это единственное, что имеет значение. Но такая логика в корне ошибочна, говорит предприниматель Джейсон Коэн, основатель WP Engine и Smart Bear Software.
«Выживает сильнейший» — не то же самое, что «выживает лучший», хотя на первый взгляд это не очевидно.
«Сильнейший» — это тот, кто более других способен стать дедушкой. Вам кажется это странным? Быть сильным — это оставлять после себя потомство, но что, если это потомство уже не способно продолжить род? Скрещивание лошади и осла дает нам мула, но мулы стерильны, это эволюционный тупик.
«Условие дедушки» означает, что сильнейшими могут быть как носители хороших качеств, так и носители плохих качеств. Вирусы прекрасно выживают и воспроизводятся, они не просто выполняют «условие дедушки», но и делают это с фантастической скоростью, их очень трудно остановить.
Схожая ситуация и в мире стартапов. Изобретатели и предприниматели одержимы идеей «роста любой ценой», подобно тому, как растет колония вирусов, которой нет дела до того, как она влияет на организм, в котором живет. Вирус может с легкостью полностью уничтожить тело хозяина и погибнуть вместе с ним. Бизнесмены же часто считают «виральный рост» лучшей формой роста, ведь экспоненциальный рост быстрее любого другого. Когда механизм роста становится отлаженным и стабильным, а компания достаточно велика, конкурентам уже практически невозможно ее догнать.
В такой нацеленности на рост нет ничего плохого, проблема в том, что компании согласны на рост любой ценой. Но когда темпы роста становятся единственным значимым показателем способности к выживанию, над остальными показателями вы просто не работаете.
А между тем не стоит забывать про прибыльность. Многие компании, которые победили в гонке роста, так и не поняли, как превратиться из вируса в бизнес. Есть и такие, которые уже никогда не станут прибыльными, если не случится кардинальной перемены. Фирмы живут за счет инвестиций, это, например, SnapChat, Pinterest, WeWork, InstaCart, Square, FourSquare и даже Twitter. Конечно, некоторые из них в итоге найдут прибыльную бизнес-модель, но дело в том, что они изначально заняли главную позицию на рынке лишь потому, что стали успешными вирусами, а не потому, что у них отличная бизнес-модель.
Конечно, есть бизнесы, которые улучшают жизнь людей. Но есть и те, с которыми все не так очевидно. Например, Uber превращает низкооплачиваемых работников в предпринимателей, но возможно, они остаются столь же низкооплачиваемыми и зависимыми. Twitter соединяет людей и помогает обмениваться идеями, но уничтожает способность к концентрации. Google дает нам всю информацию о мире, но уничтожает понятие частной жизни.
Рост по модели Дарвина побеждает по определению. Спорить с этим бессмысленно, не стоит и страдать. Дополнительное регулирование только отложит неизбежные перемены, победители просто будут жить и работать в других странах.
Но и бизнесменам, и сотрудникам компаний стоит подумать, достаточно ли только роста? Может, стоит ориентироваться на другие показатели? Дело не в том, что нужно плюнуть на рост и подчинить его другим ценностям. Нет, вопрос в том, как опираться на другие ценности и при этом добиваться роста.
Прекрасно поможет прозрачность компаний, честность с сотрудниками и забота о них, предложение отличного продукта потребителю. Вирусный рост хорош только тогда, когда он несет и полезные эффекты. Рост сотрудников, отличные товары и услуги, польза для экономики страны и для общества в целом — все это должно быть важным для компании, которая хочет закрепиться на рынке.
Когда вы начнете строить свою собственную быстрорастущую и неуязвимую компанию, помните, что она должна дарить этому миру что-то достойное.