Меню

Овес, конфеты и колготки: Ольга Наумова — о том, на чем можно строить бизнес с Китаем

«То, что мы называем малым предприятием, с точки зрения КНР — вообще не бизнес, а наша средняя компания у них — микробизнес». Колонка Ольги Наумовой для DK.RU.

Ольга Наумова, консультант по логистике:

— Китайский рынок сейчас ждет российского товара — речь о продукции, которую производит отечественный малый и средний бизнес. Рынки Европы и США ее не ждут, а КНР интересны наши товары по нескольким причинам: во-первых, с учетом сегодняшнего курса рубль/доллар российская продукция становится доступной даже при довольно высоких импортных пошлинах. Плюс логистика достаточно удобная: не из Америки везти за тридевять земель, а погрузил на железную дорогу и вперед! Кроме того в Китае Россия сейчас позиционируется как друг, а самое главное – идет пропаганда здорового питания и образа жизни, и КРН рассматривает российскую продукцию как экологически чистую.  

Неудивительно. Китайские технологии выращивания тех же овощей мы могли оценить: несколько лет назад работники из КНР культивировали овощи на арендованной земле между Челябинском и Троицком. 

Сейчас там черные пятна, где даже сорняки не растут — китайская технология выжженной земли, удобрения сделали свое дело. 

Выращенные овощи шли на российский рынок, в Китай их не ввозили, но в целом можно составить представление о земледелии в Поднебесной. В общем, если отечественные малые и средние компании хотят заняться экспортом сегодня, то китайский рынок наиболее перспективный. Для экологичной продукции в частности. 
 
Например, сегодня китайцам интересен овес — в стране он не растет, а люди начинают любить мюсли, овсянку, приобщаясь к европейским нормам жизни. Эта позиция может набрать обороты. Также была небольшая поставка в КНР чулочно-носочных изделий именно российского производства — отечественные колготки становятся дешевле китайских, а качество лучше. То есть нужно искать ниши.
 
Но есть определенные сложности. Во-первых, мы с китайцами можем не совпасть по масштабам. 

То, что мы называем малым предприятием, с точки зрения КНР — вообще не бизнес, а наша средняя компания у них — микробизнес. 

Наглядный пример: китайцы разместили заказ на кондитерские изделия. Запрос шел от очень небольшой торговой розничной сети, которая хотела открыть у себя полку таких российских товаров. Компания не федеральная, не региональная — чисто Пекинская. Китайцы сразу заявили: нужно 60 т продукции в месяц. Все бы ничего, только производитель делает 90 т в год. Чтобы увеличить объемы, ему нужно покупать дополнительное оборудование, заранее брать больше сырья — это все деньги. И перспективы инвестиций неочевидны — китайцы могут через пару месяцев отказаться от закупок. А малый и средний бизнес ведь не работает на склад. Если есть заказы на год вперед — столько и выпускается продукции.  
 
Кроме того Китай — экспортоориентированная страна. То есть экспорт там очень открытый, а вот импорт - наоборот. Различные государственные административные препоны делают ввоз в страну продукции чрезвычайно сложным. Поэтому если на 100 китайских экспортеров придется один импортер, это хороший результат. Искать в Китае потребителей очень трудно. 

Если КНР не пойдет навстречу своим бизнесменам в плане упрощения процедуры импорта, вспышка интереса к российским товарам, образовавшаяся на фоне слабого рубля, утихнет. И произойдет это очень скоро — в течение года. 

Впрочем, есть надежда: недавно подконтрольный ВЭБу Российский экспортный центр и китайская бизнес-группа JD.com подписали меморандум о сотрудничестве — речь о создании интернет-площадки, которая будет торговать отечественными продуктами питания. Мы в течение двух лет пытались выйти на китайскую интернет-площадку, чтобы представлять там продукцию, но процесс не шел —  много сложностей. Но если китайцы сами за это взялись, возможно, их рынок станет доступнее для российских игроков.