Получать степень MBA едут специалисты, лучшие в своем деле. Однако знания, которые дают во время обучения, являются весьма поверхностными. Так стоит ли, как говорится, игра свеч?
Михаил Наринский, бывший сопрезидент русскоговорящего сообщества MBA в США, поведал на страницах Forbes о главных мифах, которые витают вокруг бизнес-образования. По его словам, бизнес-степень не сделает из человека уникального специалиста.
— Люди, задумывающиеся о поступлении на MBA, мыслят очень краткосрочно: о том, насколько высоким должен быть GMAT, у кого просить рекомендации, как решить вопрос с финансированием, и так далее. При этом дальнейший карьерный успех определенно кажется неизбежным — лишь бы только поступить.
Еще хуже бывает, когда, посмотрев биографии СЕО зарубежных компаний, они решают, что для достижения подобных карьерных высот все, что необходимо, — это получить MBA в такой же школе.
В реальности хотя MBA действительно может сильно помочь в карьере, это далеко не достаточное условие как для дальнейшего роста, так и тем более для того, чтобы повторить карьеру Тима Кука или Шерил Сандберг. Более того, людей, которые едут учиться с такими ожиданиями, ждет небольшое разочарование уже в первые полгода учебы.
Самый большой миф MBA — это то, что программа может сделать тебя уникальным специалистом в мире бизнеса за два года. Конечно, это не так. Большинство классов — поверхностные, и если вы в чем-то разбираетесь, то вряд ли узнаете что-то кардинально новое. А те классы, в теме которых вы не разбирались и в дальнейшем не будете использовать, все равно забудутся очень быстро по окончании.
Например, практически во всех школах в течение первого года есть обязательные классы по математической статистике, бухгалтерскому учету, микроэкономике, коммуникациям и прочим «бизнес»-дисциплинам.
Глубина класса по статистике — это понятие нормального распределения и умение построить линейную регрессию. Бухучет — это обзор основных документов финансовой отчетности. Класс по коммуникации даст пару советов для публичных выступлений и формат написания cover letters. Ну вот, собственно, и все знания, которые вы получаете за два года учебы и $100 000-$150 000 затрат на tuition.
Безусловно, закладывается определенный фундамент и появляется некая уверенность во время обсуждения каких-либо бизнес-процессов и стратегий. Теперь такие понятия, как ЕBITDА, cash flow statement или дисконтирование, больше не будут вводить вас в ступор, а при случае в разговорах с друзьями вы сможете рассказать кейсы про стратегию завоевания рынка австралийскими винами или создание парков Уолта Диснея.
При этом наивно всерьез думать, что по истечении двух лет вы сразу сможете построить серьезную финансовую модель, не работая до этого в финансах, или запустить технический продукт без опыта в технологиях. MBA — это программа «по верхам», все знания вы все равно получите на работе после обучения.
А если вы действительно хотите получить глубокое понимание определенного предмета через образование, то идите получать степень PhD.
По моему мнению, после двух лет, проведенных в бизнес-школе, вы остаетесь тем же специалистом, кем и были, только теперь c приставкой MBA. И именно так на вас будут смотреть работодатели — не больше и не меньше.
Но в этой ситуации есть и плюсы. Многие компании считают, что отобрать достойных кандидатов «с улицы» на уровень среднего менеджмента за два-три раунда собеседований, — это все равно что выбирать кота в мешке. Поэтому некоторые из работодателей почти прямым текстом говорят, что не будут проверять role related knowledge, а сфокусируются только на behavioral части. Наличие специфических знаний по предмету работы они принимают на веру, надеясь, что MBA программы уже отобрали самых достойных кандидатов в студенты.
Чем еще полезна учеба? В построении вашего резюме. Его можно украсить значением среднего бала (GPA), если он высок. Или выдающимися активностями в студенческих клубах, да и то эта строчка пропадет через один-два года после окончания бизнес-школы.
Основная ловушка MBA-программ в том, что в процессе учебы незаметно для себя студенты становятся участниками крысиных бегов со своими же одногруппниками. Это выглядит логичным, так как в бизнес-школы едут в основном самые успешные люди, те, кто был впереди всех в своих компаниях, карьерах и прочих элементах жизни.
Это люди, которые привыкли все успевать, делать все лучше остальных, подпитывая этим свои личные амбиции. И когда неожиданно они оказываются окруженными такими же высоко конкурентными персонажами, то очень просто потерять свою цель, лишь бы только восстановить привычный статус-кво и хотя бы не отставать от других.
А так как главной краткосрочной целью во время учебы в конечном итоге становится поиск работы, то в первую очередь эта тенденция проявляется именно в этом.
И вот уже становится совсем не важно то, что ты ехал с твердой уверенностью запустить технологический стартап, ведь главное, чтобы тебя позвали на тот закрытый ужин перед интервью в McKinsey или BCG, так как все остальные одногруппники уже получили это приглашение.